Приветствую, радиолюбители-самоделкины!
Рынок предлагает в последнее время большой выбор музыкальных инструментов — практически всё можно купить, в совершенно разных ценовых сегментах, как новые инструменты, так и бывшие в использовании. Такая доступность делает некоторые инструменты особенно популярными, например электрогитары — этот инструмент появился совсем недавно, около 100 лет назад, но прочно вошёл в жизнь современных музыкантов, ведь без электрогитары не представить ни одну рок группу. Такая популярность этого инструмента обусловлена также и огромным разнообразием звуков, которые можно из него извлекать, поэтому используют его практически повсеместно, как в тяжёлом роке, так и лёгкой «попсе», и даже электронную музыку создают с использованием электрогитар, пропуская сигнал через специальные схемы. Это разнообразие обусловлено не столько разнообразием самих гитар, сколько оборудованием, которое обрабатывает сигнал с датчиков инструмента (примочки), и усиливает его, воспроизводя на мощных динамиках (усилители). Фирменные примочки и усилители могут иметь цену порой в разы больше, чем цена самих инструментов, поэтому многие люди стремятся собирать этим вещи своими руками. Конечно, повторить дома без специальных навыков схемы лучших ламповых усилителей вряд ли удастся, но вот собрать простой усилитель, через который, по крайней мере, можно услышать электрогитару, удастся запросто, к тому же он не потребует особых финансовых затрат. Этот вариант также подойдёт тем, кто случайно обнаружил дома старую электрогитару и хочет услышать её звучание, как минимум, проверить работоспособность — как известно, без подключения к усилителю электрогитара звучит крайне тихо и бледно.
Схема такого усилителя показана на картинке выше. Как можно увидеть, она не содержит каких-либо органов управления вообще — достаточно подключить на вход сигнал с электрогитары, к выходу подпаять динамик, подать питание на схему и электрогитара «запоёт». Практически все фирменные гитарные усилители содержат как минимум несколько регулировок — это может быть уровень гейна (эффекта перегруза), уровень низких, средних, высоких частот в звуке, различные дополнительные эффекты. Представленная же схема их не имеет, она просто усиливает звук в «первозданном» виде, не дополняя его никакими эффектами — но если в них есть необходимость, собрать любые примочки можно отдельно и включить их в разрыв сигнального кабеля на входе усилителя. Звук без эффектов называется чистым (clean), он также довольно часто используется гитаристами.
Схема основана на довольно популярной и недорогой микросхеме TDA2003, которая обеспечивает около 4-6Вт выходной мощности на канал, довольно часто её можно встретить в компьютерных колонках или небольших музыкальных центрах. Мощности этой микросхемы вполне достаточно для комфортной игры на гитаре в небольшой комнате, на её основе также можно построить свой комбоусилитель — по сути, деревянный ящик, который одновременно служит ящиком для динамика и корпусом усилителя. На картинках ниже показаны таблицы из документации на микросхему, в них можно увидеть все нужные технических характеристики.
Данная микросхема имеет удобные напряжения питания — минимальное составляет 8В, максимум 18В, таким образом, для питания подойдут практически любые сетевые адаптеры на напряжение из этого диапазона, следует учитывать, что их мощность должна быть как минимум 8-10 Вт, это соответствует току не менее 1А. Батарейка крона с напряжением 9В также входит в этот диапазон, но от её использования лучше отказаться, так как ток потребления данный схемы слишком велик для использования батареечного питания. Несколько слов о деталях для схемы: все резисторы используются обычные маломощные, 0,125 или 0,25Вт, но никто не запрещает поставить в схему и более габаритные мощные — они просто займут больше места. Желательно точно придерживаться всех номиналов на схеме, но допустим также разброс сопротивлений на 20% в обе стороны — схема запустится в любом случае. Конденсаторы, возле одного вывода которых указан значок «+» — электролитические, имеют полярность, соответственно монтироваться они будут не любой стороной. Выбирать следует электролитические конденсаторы на напряжение не меньше 25В. Все конденсаторы на схеме без обозначения полярности — неполярные керамические либо плёночные, впаиваются любой стороной.
На вход Vin подаётся сигнал с электрогитары, подключать схему следует экранированным кабелем. Для подключения электрогитарного оборудования продаются специальные гитарные кабели — они отличаются от обычных более низкой удельной ёмкостью, ёмкость кабеля влияет на АЧХ конечного гитарного сигнала — если она будет слишком большая, то высокие частоты будут срезаться. Для подключения данной схемы не обязательно использовать такой специализированный кабель, достаточно будет обычного AUX, главное, чтобы его длина не была слишком большой. Оплётка (экран) кабеля подключатся к минусу схемы, центральная жила на вход Vin. Динамик, подключаемый на выход схемы, может быть любого сопротивления мощностью хотя бы 2-3Вт, также можно использовать и наушники, в том числе высокоомные — при этом можно будет играть на гитаре не мешая соседям или домочадцам.
Вся собирается на небольшой печатной плате, но также можно собрать её и навесным монтажом, используя микросхему на радиаторе в качестве основы, напаивая на её выводы остальные детали. Радиатор обязательно нужно прикрепить к микросхеме, так как при работе, особенно при напряжении питания, близком к максимуму и на большой громкости микросхема будет нагреваться. Большой радиатор не обязателен — микросхема не имеет слишком большой мощности, чтобы выделять много тепла. Нумерация выводов микросхемы производится слева направо, если смотреть на лицевую часть, на которой нанесена маркировка, важно не перепутать и не впаять микросхему обратной стороной. При изготовлении платы стоит разместить микросхему на краю платы, «спинкой» наружу, так, чтобы установленный радиатор не мешал остальным деталям на плате. Нарисовать плату можно, например, лаковым маркером или просто жидким лаком, использовать метод ЛУТ и разводить плату на компьютере даже не обязательно.
Вытравить лишнюю медь с платы можно с помощью всем известного хлорного железа, либо с помощью раствора перекиси водорода и лимонной кислоты с солью, последний метод не уступает в скорости травления, но зато куда более чистый, поэтому он получил большую популярность в последнее время. После травления защищённые лаком дорожки останутся медными, а все остальные пространства полностью «очистятся» от меди — останется только просверлить отверстия под выводы деталей, залудить дорожки и можно запаивать детали. В первую очередь устанавливаются небольшие по размеру детали — резисторы, затем чуть крупнее — неполярные конденсаторы, и только в последнюю очередь большие электролитические и сама микросхема.
Все провода — для питания, для подачи входного сигнала, для динамика просто подпаиваются проводками на плату, но для удобства можно установить винтовые клеммники. Автор использует схему с подключенными к выходу наушниками, поэтому вместо динамика подпаял провода с разъёмом jack 3.5 для наушников. При первом включении сигнал можно подавать не с гитары, а просто с плеера или телефона, для проверки работоспособности схемы, обычная музыка также должна усиливаться без посторонних шумов и искажений. Удачной сборки!
Источник (Source)
Подборки: Усилитель Гитара Схема Плата Микросхема Электроника
Источник: