Второй самолет для чемпиона

Очередной совместный проект пилота конструктора OLEGSS R, Новосибирск и чемпиона Сибири по пилотажу Олег (Jurist ).
Я уже писал статью о первом совместном проекте этих товарищей. Самолет получился весьма необычной конструкции. Пилотируя эту модель Олег (Jurist ) занял первое место на соревнованиях Кубка Сибири по пилотажу F3P.

В режиме подготовки к следующим соревнованиям задуман следующий проект. Получены приближенные чертежи фюзеляжа и крыльев, соответствующими образом переработаны. В результате мозгового штурма принят к исполнению вариант рамочно-пленочного самолета. Из пенопласта.

Разработаны и изготовлены шаблоны модели.
На боковой проекции видно значительное увеличение плоскости фюзеляжа, практически равное площади крыла. Такая компоновка позволят осуществлять пилотаж в различных плоскостях не теряя подъемной силы на разворотах вокруг горизонтальной оси.

Принято решение о изготовлении двух вариантов самолетика. Первый «пристрелочный», для отработки конструкции и проверки расчетов в режимах реального полета. При изготовлении этого варианта применяется более «тяжелая» потолочная плитка.

Второй окончательный, по итогам проверок, полетов первого.
Первый «тяжелый», рамка фюзеляжа и крыльев усиленная в некоторый местах пластинками из карбона размером в 05х3мм весит 34 г.
Все закругления на углах отверстий облегчения вырезаны спец приспособлением. Изготовленным из трубочки подходящего диаметра оснащенной экстрактором вырезанных кружочков. Который оснащен возвратным механизмом. (во как написал-похоже на затвор)

Предложенное Олег (Jurist ) оборудование проверено и тестировано.
Калибровочный стенд собранный на скорую руку из весов и бутылки с водой выдал такие результаты тяги.

Пять секунд работы 100 г
Десять секунд работы 90 г
Пятнадцать секунд 80 г
В дальнейшем значение тяги не изменялось. Впереди еще подборка нужного винта. Весьма кропотливое занятие.

Общий вес оборудования.
Применен довольно интересный вариант мотора с вмонтированным регулятором.

Технические характеристики.
Силовой блок, включающий в себя бесколлекторный мотор и регулятор скорости, для авиамоделей, отличается малым весом и габаритами. Подходит для установки на малогабаритные модели и не требует внутреннего объёма.
Величина KV: 2330об/вольт

Диаметр статора: 14.4мм
Длина магнита: 3мм
Диаметр вала: 2.0H
Шаг отверстий крепления: 22/22
Вес: 11г
Сопротивление(Ri): 640мОм
Ток холостого хода (Io) @10В : 0.25А
Кол-во банок(LiPo): 2
Макс. ток: 3А
Пиковая сила тока (15сек): 3,5А
Максимальная мощность (15сек): 24,5Вт
Пропеллер: GWS 6х3
Класс самолета: 75грамм и зальные модели

Встроенный регулятор скорости:
Вес: 5г
Кол-во банок: 2-3S
Макс. продолжительная сила тока: 6А
Макс. на выходе: 60Вт
В.Е.С.: 5В/1А (линейный)
На некотором этапе строительства принято решение начать изготовление второго самолета облегченной конструкции. Поскольку время поджимает.

Нарезаны конструкции из легкой потолочки.
Контрольное взвешивание рамы модели с карбоновыми усилениями из 05х3 мм планочек.

Значительная разница в весе, тем более если посчитать в процентном отношении.

Продолжается изготовление первого варианта с легким опережением и подтягивается к стадии полной готовности второй.
Кабанчики управления рулевых поверхностей из карбоновых прутиков и реек. Получаются максимально легкие и прочные.

Сначала готовится чертеж в масштабе один к одному. Заклеивается скотчем ( к нему не приклеивается циакрин). Палочки и реечки фиксируются в нужном положении малярным скотчем, проклеиваются циакрином. После схватывания клея, очень осторожно отделяются от чертежа, провязываются арамидной ниткой.

По такому-же принципу изготовляется качалка на руль направления. Вклеивается в конструкцию при помощи титана.

После обтяжки каркаса модели пленкой от пищевых пакетиков на клее 3М 77, начинаем собирать конструкцию фюзеляжа. Все элементы управления и усиления устанавливаются с нижней части. Поэтому первой приклеивается нижняя плоскость фюзеляжа на крылья. Начинаем устанавливать угольные прутики усиления толщиной 06, на элероны. Эта процедура напрямую связана с отличными особенностями клея ТИТАН. Подбирается время подсыхания клея. Изначально кончики прутиков срезаются наискосок, так проще потыкать отверстия в пенопласте. Затем вся конструкция протыкается в нужных местах, разбирается и в отверстия наносится клей титан. Выждав время подсыхания, прутики устанавливаются в клей и по мере схватывания их положение корректируется. На последнем этапе соединяются вместе и проклеиваются места стыковки циакрином.

Описывать этот процесс достаточно сложно, но делается все просто.

Два проекта движутся к завершению практически одновременно.

Контроль веса на промежуточном этапе с установленными усилениями.

На этом этапе тандем был остановлен и вперед вырвался тестовый «тяжелый» вариант. Поскольку нужно точно определить место установки оборудования и многие другие тонкости.

Для экономии веса по настоянию Олег (Jurist ), удалена часть усиления из карбоновых реек в хвостовой части. Остальные усиления фюзеляжа и крыльев будут исполнены из арамидной нити. Чтобы она не резала пенопласт при натяжении, места прохода через конструкцию усилены пластиковыми трубочками от ушных палочек.

Изготовление усиления происходит так.
Ушная трубочка разрезается на две половинки.Причем рез делается наискосок, для лучшего проникновения в пенопласт. Обрабатываются крупной наждачкой, для лохматости и повышения адгезии клея. Обмазанная клеем половинка пластика вставляется в заранее проделанное шилом отверстие. После застывания клея выступающие концы отрезаются безопасной бритвой типа «НЕВА»(если кто еще помнит такое название). В пенопласте остается вклеенное колечко, через которое продевается арамидная нить. После коррекции прямолинейности и перпендикулярности конструкции осторожно нитка фиксируется в отверстии капелькой циакрина.

В процессе натяжения, приклеивания и прочих манипуляций с такой хрупкой конструкцией никакой стапель не поможет. Все делается на глаз (типа алмаз) и на весу. Планер подвешен к потолку на нитке.

После установки и натяжения всех растяжек и заклейки конструкция становится более прочной. Её можно трогать руками и устанавливать на стапель. впереди процедура размещения оборудования.
Практически готовая конструкция сушится над радиатором, очень хочется полетать и проверить что получилось.

Через час просушки можно настраивать.
Олег (Jurist ) колдует над миксами.

Полетный вес «тяжелого варианта».

Начался интенсивный облет, настройки и коррекции конструкции.
Это не замедленное видео, так должна лететь модель на соревнованиях!

После всех коррекций и уточнений на тестовом самолетике, установлено оборудование на матчевый вариант.
В конструкции применен очень легкая потолочная плитка, конечно же очень непрочная. Пришлось по новой придумывать как натянуть арамидные нитки усиления.

Вся операция разделяется на отдельные этапы. Поскольку невозможно растянуть весь самолетик за раз. Сначала ставятся усиления на часть хвостика, затем на вторую часть до крыльев. Наконец крылья и носовая часть. На этом проблемы не закончились.

Привожу цитату автора по проблеме натяжки.
«‌По технологии натяжки ниточек усиления.
Когда все проведено, нужно ниточки подтянуть, но чуть сильнее натянул самолет сворачивает в «каральку»или «бублик».

Беру за кончики ниточек, там где вход-выход и поднимая самолетик на них тихонько трясу.Поскольку в отрезках палочек нитки хорошо скользят, вся система «утрясаясь» натягивается. Аккуратно завязываю узелок. После прокапываю все отверстия разбавленным титаном. ‌
Советую не стараться натягивать все ниточки за один раз.

Делить работу на этапы.
Допустим растянули хвостик полностью стараясь чтобы нитки шли крест-накрест.
Потом хвостовую балку, потом крылья.»

Наконец и этот самолетик закончен, приступаем к настройкам.

Полетный вес модели в 62 г!!!

Облет и настройки а также доделки заняли три дня.

В итоге Олег (Jurist ) попросил снять колонайзеры и установить на концах крыла большие шайбы. Сказано-сделано.


За день до соревнований Олег (Jurist ) проявил чудеса рукоделия и собрал из запчастей от игрушек и мотора понижающий редуктор.

Конструкция позволила установить карбоновый легкий винт большого диаметра и понизить скорость его вращения. Такая винтомоторная группа позволила применить торможение винтом на нисходящей траектории. Модель получила возможность иметь одинаковую скорость на кабрировании и пикировании. Получать дополнительные баллы судей за рисунок полета и фигур пилотажа.
Установка на модель осуществлялась силами Олег (Jurist ).

Еще одна модернизация установки новых тяг с шарнирами от винтов детских вертолетиков.

А также.
Подставка под модель и коробочку для перевозки.

Соревнования собрали достаточное количество участников.

Победный тур.

И снова никто не мог «перелетать» прошлогоднего чемпиона!

В этой статье Автор также участвовал в соревнованиях расскажу о его модели.
В параллель с изготовлением оригинальных моделей для Олега, Автор за короткий промежуток времени умудрился изготовить еще парочку самолетов для себя и товарища по борьбе под ником Эдуард ‌ (ItBoss Эдуард Суровый ‌)

Изобретать что-то новое времени не было, за основу был взять хороший проект переработанной «ГАРМОРИИ», повторенный неоднократно во фрезерованных вариантах. Модернизированный под рамочно-пленочный вариант. Фюзеляж изготовлен длиннее на 3 см и шире на 4см. Крыло передвинуто на 3 см, шире переделаны элероны, добавлена длина руля направления и слегка увеличен руль высоты.

Перекомпоновано малость, изготовлены шаблоны. В процессе изготовления два одинаковых фюзеляжа с крыльями и оборудованием. Дополнительные изменения и усовершенствования конструкции каждый пилот будет делать «под себя».

Модели собирались преимущественно по вечерам дома.

Цитата Автора по изготовлению.
«Наклеил усиления, все побыстрее.
На одном варианте оклеил крыло планкой ( 0.5 расщепленной по плоскости надвое) по кругу. На все ушло 4 пластинки.
Двадцать минут на батарее, час ночи на часах и можно вырезать облегчения. ‌»

Вес каждого рамного набора с рейками усиления из парочки получился по 24 грамма.

Вес после обтяжки тонкой пленкой из хозяйственных пакетиков на клее 3М 77 получился тоже как по заказу в 28 г.

В процессе подготовки к соревнованиям у Автора в работе получается четыре самолета, причем парочка экспериментальных. Дома хрупкие конструкции, он развешивает на стену прикалывая иголками как бабочек.

Качала на руль направления установлена с дополнительным ребром жесткости. Практически не нужно растягивать арамидной ниткой на усиление.

Управление на руль направления и руль высоты выполнены из угольного прутика в 1мм, все шарниры из термоусадки. Сервоприводы установлены в хвостовой части в «парном» варианте. Самые легкие по 3.7 грамм.

Пилот Эдуард ‌ (ItBoss Эдуард Суровый ‌) просил установить вместо колес «тапки» с махнуркой для лучшего скольжения. Стойки шасси выполнены из прутка в 1мм, с большим количеством растяжек для прочности. Выставлен развал и схождение как на авто, для прямолинейного разбега.

Самолеты были раскрашены автомобильным маркером и спиртовым фломастером. Экономия веса значительная. Эдуард ‌ (ItBoss Эдуард Суровый ‌)-штрихами Автору крестиками.

В спортзале состоялось вручение модели пилоту. Эдуард ‌ (ItBoss Эдуард Суровый ‌)

Эдуард попросил добавить законцовки на крылья как у Олега.

Облет модели он производил на полной скорости.

Автор оторвался по полной программе, добавил колонайзеры и тормоза.

Для хорошей работы винтомоторной группы было выбрано несколько стандартных винтов, переточено, отшлифовано. Выбран самый тяговитый, практически бесшумный вариант.

Тормоза установлены с небольшим наклоном вперед и поджимают поток воздуха в щель над элероном. При таком варианте их установки управление не ухудшается.
Вес модели.

Поскольку Автор первый раз выступал на соревнованиях, приготовил себе подсказку последовательности прохождения фигур комплекса.

Эдуард помог в этой ситуации, принял на себя функции штурмана и читал фигуры.
Каждый расположился в своем уголке на соревнованиях.
Олег спрятал самолет подальше, во избежание.

Эдуард прямо у ног, слушал наставления по полету.

Автор разместился с комфортом на коробочке.

По итогам соревнований.
Олег- первое место.
Эдуард -пятое.
Автор-восьмое.
Полет Автора.

Вот эти две досадные ошибки (касание пола) не позволили подняться выше в турнирной таблице.

Источник (Source)

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KIA