Приветствую, радиолюбители-самоделкины!
Тем, кто часто и помногу ездит за рулём за городом знакома проблема сна за рулём — при езде ночью, особенно если дорога прямая и монотонная, порой сильно клонит в сон. Конечно, в таких ситуациях лучшим вариантом будет остановиться и поспать, ведь сонный водитель является источником опасности на дорогах. Но иногда выбора нет и приходится продолжать ехать, борясь со сном. Некоторые современные автомобили содержат специальные датчики, которые отслеживают состояние водителя — если глаза водителя остаются закрытыми некоторое время, автомобиль подаёт звуковой сигнал для пробуждения водителя. К сожалению, такими системами оснащена лишь малая часть автомобилей, однако это можно исправить, если своими руками собрать небольшую схемку, которая может предотвращать засыпание за рулём, независимо от того, за рулём какого автомобиля едет человек. Смысл её работы заключается в отслеживании положения головы — как показывает практика, при засыпании первым делом расслабляются мышцы шеи и голова опускает вперёд, на грудь, таким образом, отслеживать можно именно наклон головы. При вождении голова водителя часто поворачивается в стороны, для просмотра мёртвых зон по бокам автомобиля — при правильном изготовлении датчика ложных срабатываний от поворотов головы в стороны не возникнет. При срабатывании датчика воле уха водителя моментально раздастся писк, таким образом, водитель не успеет полностью потерять контроль над автомобилем и совершить ДТП. Всё это может обеспечить простая схема, представленная ниже.
Вся схема, по сути, представляет собой автогенератор, создающий колебания, которые подаются на пьезоэлемент, заставляя его колебаться и создавать довольно громкий писк на частоте 1-8 кГц. Как можно увидеть, цепь питания схемы размыкают сразу два ключа — первый, SA1 — это простой ползунковый выключатель, который включает и выключает устройство. Можно использовать практически любой небольшой выключатель или тумблер, какой подойдёт по размерам. Второй ключ — F1, это и есть датчик наклона головы, при замыкании которого (вместе со включенным SA1), произойдёт срабатывание схемы и раздастся писк. Изготовить такой датчик достаточно просто, а вариантов конструкций может быть много. Например, можно использовать тонкую пружинку от автоматической шариковой ручки — один её конец жёстко фиксируется на плате, например, с помощью припоя, а на втором закрепляется, с помощью того же припоя, болтик М3-М4 длиной около 5 мм. Болтик в данном случае является грузиком, если наклонить конструкцию, болтик будет приводить к замыканию пружинки с металлическим контактом. Длина пружинки, её толщина и жёсткость, а также вес болтика и расстояние до контактной пластины подбирается экспериментально, так, чтобы датчик уверенно срабатывал при нужном наклоне, но не появлялись ложные срабатывания при лёгкой тряске. Пружинка, как правило, выполнена из стали, для её надёжной пайки с печатной платой и болтиком можно использовать паяльную кислоту или активные флюсы, например, Ф-38Н. Но после пайки, в этом случае, нужно тщательно промыть конструкцию, чтобы удалить остатки флюса, ведь они в дальнейшем могут привести к окислению и снижению прочности соединения. Наглядно конструкцию датчика показана на картинке ниже.
Сама же схема автогенератора состоит из пары маломощных транзисторов разных проводимостей, можно использовать, например, BC557 и BC547, КТ315 и КТ361, КТ3102 и КТ3107. HF1 на схеме — пьезоэлемент, подойдёт практически любой, какой получится найти, не обязательно именно ЗП-1. Разные пьезопластины могут иметь различную резонансную частоту, это повлияет на громкость — в идеальном случае резонансная частота должна совпадать с частотой генерации схемы, это позволит достичь максимальной громкости. Частота генерации схемы подбирается конденсатором С1. Для дополнительного увеличения громкости на схеме используется катушка L1 — она стоит параллельно пьезоэлементу и образует резонансный контур, частота которого, опять-таки в идеальном случае, должна совпадать с частой генерации схемы. Соблюдение всех этих условий не обязательно, однако позволит получить высокую громкость писка при питании от источника с малым напряжением. Катушка L1 содержит около 600 витков провода 0,1 — 0,2 мм на ферритовом колечке, чтобы не мотать так много витков, можно попробовать ставить готовые покупные катушки, подбирая индуктивность по максимальной громкости. Напряжение питания схемы составляет всего 0,7 — 3В, таким образом, можно питать схему, например, от одной пальчиковой батарейки, либо часового элемента «таблетки» на 1,5 — 3В. Потребляемый ток не превышает 5 мА, таким образом, одной батарейки хватит далеко не на одну ночную поездку. Собирается вся схема вместе с датчиком на небольшой печатной платке, закрепить которую можно прямо возле уха, батарейка также устанавливается на плату. Таким образом, получилось простое, но очень полезное устройство — ведь безопасность на дорогах превыше всего. Удачной сборки!
Источник (Source)
Подборки: пьезопластинка Схема Транзистор Электроника Авто Плата Индикатор
Источник: