Реле задержки выключения на 15-30 минут

Всем привет!
Схемой обычного реле задержки выключения сейчас ни кого не удивишь, собрать такое вообще не представляет труда. Хочешь на рассыпухе, хочешь на микросхеме, или если продвинутый паяльщик — то на микроконтроллере с индикацией на дисплее и звуком….

Мне тоже понадобилось не сложное реле задержки выключения на 15-30 минут. И захотелось что бы оно включалось и могло выключиться раньше установленного времени всего одной кнопкой. И как обычно, моё желание проще всего реализуется при помощи микроконтроллера, с которыми я не дружу…

Вот хочу рассказать и показать, о своём варианте реализации данной схемы

Схема, плата и мои мысли по настройке в архиве по ссылке в описании под видео.
А началось всё с того, что мне в последнее время не очень то хотелось в зимний период садиться утром в машину на холодную сидушку… Элемент обогрева я конечно же сделал сам, но проще и быстрее купить готовый, например такой.

Подключить сей чудный девайс можно несколькими способами:
1-В прикруриватель! На проводе идущем от обогревателя уже есть выключатель.
2-Через небольшой разъём под сиденьем, подведя провода к каждому сиденью через отдельный предохранитель на 7,5 А под обшивкой порога и ковром.

Я остановился на втором варианте. А дальше у меня встал вопрос вкл-откл сего подогрева. Тут тоже можно использовать несколько варинатов:
1-Поставить обычную малогабаритную кнопку с фиксацией, подключив её через реле с током контактов не меньше 20 А.

2-Собрать или использовать готовое реле задержки выключения.

Как выяснилось позже, 30 минут вполне хватает что бы сидушка прогрелась. А потом в процессе езды салон прогревается и подогрев сиденья вроде как и не нужен. Это моё мнение и я его ни кому не навязываю!

Лично мне захотелось иметь такой функционал работы подогрева сидений:
1-Завёл машину, нажал на кнопку, что бы включить подогрев сидений. Пока двигатель машины прогревается, сиденье то же успевает подогреться и сидеть на нём уже комфортно. Через 15-30 минут (зависит от ваше желания времени работы подогрева), обогрев автоматически отключиться.
2-Если пятая точка начинает закипать раньше этого времени, то обогрев можно отключить этой же кнопкой, нажав её ещё раз. Так же обогрев выключиться при выключении зажигания.

За основу взял свой любимый и доступный таймер NE555. Работает вполне предсказуемо и возможности его включения и использования есть в общем доступе на просторах интернета.

Эта схема была взята за основу реле задержки выключения обогрева сидений.

Работает отлично, но мне захотелось включать и выключать раньше 15-30 минут одной и той же кнопкой! Пришлось немного поколдовать с паяльником над этой схемой и пристроить что-то вроде одновибратора на транзисторах и конденсаторе, сигнал для вкл-откл подал через резисторы с переключающихся контактов реле.

Имитация зимних условий проводились в климатической установке, типо морозилка домашнего холодильника. И после окончательной сборки на момент публикации данная схема отработала два не очень-то зимних Белорусских сезона без нареканий и проблем.

Работает сиё чудо примерно так:
Основное силовое питание подаётся мимо замка зажигания (например с прикуривателя), через предохранитель F1 . Поскольку у меня две сидушки обогреваются, то я собрал две одинаковые схемы на каждое сиденье.

Управляющая часть схемы слаботочная и в моём случае запитывается через диод VD3 (типо защита об переплюсовки) от замка зажигания.
Если вы хотите, что бы обогрев сидений работал и при выключенном зажигании, разряжая аккумулятор пока вас нет в машине, то можете соединить анод диода VD3 с предохранителем F1.

При включении зажигания подаётся напряжение через диод VD3 на реле задержки выключения собранном на таймере IC1. В этот момент по умолчанию таймер IC1 находится в исходном, выключенном состоянии и на его 3 выводе отсутствует напряжение (логический 0). Транзистор VT3 закрыт, реле К1 обесточено и его контакты разомкнуты. На элемент обогрева напряжение не подаётся.

Через нормально замкнутые контакты К1,1 подаётся напряжение через резистор R11 на базу VT2. Если сейчас нажать кнопку S1, то минус будет кратковременно подан через разряженный конденсатор С2 на эмиттеры транзисторов VT1 и VT2. Но откроется только транзистор VT2, потому, что на его базу подано положительное напряжение через резистор R11 и нормально замкнутые контакты К1,1. На 2 ногу таймера IC1 кратковременно подастся отрицательное напряжение (логический 0), и таймер IC1 включиться на время заданное времязадающей цепочкой R13, С7. Чем больше номиналы этих деталей, тем большее время будет включен таймер. На его 3 ноге появиться положительное напряжение (логическая 1), откроется транзистор VT3, включится реле К1, которое включит нагревательный элемент сиденья.

Так же через замкнутые контакты К1,1, диод VD2 и резистор R3 будет подано напряжение на базу транзистора VT1 для возможности досрочного выключения таймера IC1 при следующем нажатии кнопки S1.

Конденсатор С7 начнёт заряжаться и по достижению на 6,7 ногах IC1 напряжения 23 от напряжения питания, таймер выключится, на 3 ноге IC1 пропадёт напряжение (логический 0), транзистор VT3 закроется, обесточит катушку реле К1 и его контакты выключат обогрев сиденья.

Если до окончания работы таймера (15-30 минут) ещё раз нажать кнопку S1, то кратковременно откроется транзистор VT1, потому что на его базу подано напряжение через включенные контакты реле К1,1, диод VD2 и резистор R3. При этом будет кратковременно подан минут (логический 0) на 4 ногу таймера IC1, от тут же перейдёт в выключенное состояние и отключит реле К1. Напряжение с контактов К1,1 через резистор R11 будет подано на базу VT2 для следующего включения после нажатия кнопки S1.
При следующем нажатии S1 весь цикл повториться.

Настройка:
Сводится к установке желаемого времени задержки выключения. Зависит от номиналов резистора R13 и конденсатора С7. Конденсатор желательно использовать с минимальным током утечки, очень хорошо подходят на времязадающие цепи от компьютерных видеокарт с полосой на торце

Конденсатор С2 критичен к отрицательным температурам, я использовал керамический 10 мкф 16В с той же видеокарты. Это проявилось следующем образом: на морозе реле включалось, но не хотело выключатся раньше заданного времени(15-30 минут). С прогревом всё начинало работать исправно.

Если планируете использовать это реле только при плюсовых температурах, то можно поставить и обычный электролит.

Детали:
Резисторы:
все SMD резисторы номиналом согласно схемы, типоразмера 1206.

Конденсаторы:
С2, С3, С5, С6, С8 SMD керамика, типоразмера 1206.
С1 SMD керамика 1206 со старой видеокарты.
С4 электролит 100-220 мкФ на 16 В.
С7 электролит 220-470 мкФ с малым током утечки, например от видеокарты.
С9 470-1000 мкФ напряжением не ниже 25 В.

Диоды:
VD1 любой с током от 1 А и обратным напряжением не ниже 400 В, например IN4007
VD2 любой маломощный, например 1N4148.

Транзисторы:
VT1-VT3 практически любые, маломощные n-p-n структуры с током от 150 мА. Например BC547 или ему подобный в SMD корпусе SO-23

Микросхема:
IC1 доступный интегральный таймер NE555 в корпусе S0-8

Реле:
К1 напряжением 12 В и током контактов не меньше 10 А, например
TIANBO HJR-3FF-S-Z

Линейный стабилизатор напряжения:
VR1 с напряжением стабилизации 8 В, например L7808 с током стабилизации 1,5 А….

Предохранитель:
купил на рынке штырьевой, вместе с постелью и проводами.

Светодиод:
HL1 любой яркий, я использовал красный, который был в моей кнопке. Возможно под него нужно будет подобрать токоограничивающий резистор R17.

Нагревательный элемент:
Я делал самодельный из 5 кусков нихромового провода. Но гораздо проще купить готовый обогреватель у китайцев!!!

Данное реле можно применить не только для обогрева сидений. Я так же планирую сделать обогрев зеркал и включать его именно через это реле….

Подборки: Реле NE555 Схема

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KIA