Проверяем ЭПРА

Всем привет!
Это уже не актуально, но возможно кому-нибудь и пригодиться не сложный метод проверки работоспособности ЭПРА без подключения к нему люминисцентных ламп. Особенно если у вас на обслуживании несколько сотен светильников, то не всегда удобно на рабочем столе держать арматуру (так иногда называют корпус люминисцентного светильника) для проверки ЭПРА. Её можно проверить на работоспособность (например после ремонта или просто проверить на работоспособность),при помощи небольшого трансформатора и лампы накаливания 12В на 10 Вт.

Не забывайте, что эта работа по проверке работоспособности выполняется при подключении ЭПРА к сети 220 В и все элементы находятся под потенциалом сети, так как не имеют гальванической развязки! Соблюдайте технику безопасности и в качестве предохранителя используйте лампу накаливания 220В 95 Вт включенную в разрыв сетевого провода! Это не убережёт вас от поражения эл.током, но предотвратит красочное фаер-шоу! Вероятнее всего со сгоревшими пробками или выбитыми автоматами, под радостные возгласы (точнее нецензурную брань в ваш адрес….) негодования от семьи…

Сделать это не сложно:
Для начала желательно найти схему именно вашего проверяемого ЭПРА, что бы лучше понимать, что куда припаять и что подсоединить для проверки самого дросселя ЭПРА…

Возможно у вас ЭПРА самая распространённая и схема будет приблизительно такая

Задача проверить ЭПРА, значит:
1- Ни чего ни куда не подключаете!
2- Делаете визуальный осмотр на предмет сгоревших, оторванных дорожек от ног элементов и наличие всех деталей на своих местах.
3- Проверяете мультиметром исправность предохранителя и позистора(если есть!). Дальше — всех полупроводниковых деталей: диодов, транзисторов и единственная сложность возникнет при проверке динистора DB3, он мультиметром не прозванивается от слова совсем! Но как правило он очень редко сгорает!. Затем проверяете резисторы, очень часто в моей практике был в обрыве резистор R1 470 кОм — 1 МоМ в цепи запуска на динисторе DB3.
4- Проверяете электролитические конденсатор(ы) C2 на предмет потери ёмкости, это обычно выражается их вздутием, но некоторые подлые кондёры высыхают и при этом визуально ни чем себя не выдают.. Затем проверяете плёночные высоковольтные C9, C11 (обычно от 630В до 1200В) в цепи запуска ламп. Они часто бывают в коротком замыкании.
Остальные конденсаторы как правило остаются живые, но их тоже желательно проверить хотя бы на короткое замыкание.
5- Если обмотка дросселя явно подгорела, то как правило в ней межвитковое замыкание и этот дроссель нужно заменить или перемотать — для любителей садомазохизма…..

После проверки деталей и замены сгоревших нужно изготовить трансформатор. Проще всего это сделать из дросселя от подобных ЭПРА. Нужно найти дроссель с максимально свободным местом между обмоткой и сердечником. Разбираете его (можно нагреть феном градусов до 150 и аккуратно, в перчатках, его разобрать.) и изолируете I обмотку, например термоскотчем. Дальше наматываете II обмотку 10-20 витков эмалированного провода диаметром примерно 0,5мм и ещё раз изолируете. Собираете обратно, сердечник можно склеить. Я просто чёрной тряпочной изолентой обматывал половинки феррита, что бы не рассыпались, для проверки вполне хватает.

Затем припаиваете I обмотку согласно схеме, показано красным цветом!

Ко вторичной обмотке припаиваете лампу накаливания 12В 10Вт.
Смотрите на наличие отсутствия соплей припоя на плате и ошибок в монтаже. Вспомнив про меры безопасности подаёте питание 220 В на ЭПРА обязательно через включенную лампу 220В на 95 Вт в разрыв сетевого провода. Выделено красным.

Если всё исправно, то лампа 220В не горит вообще, а лампа 12В светится примерно 23 от максимальной яркости. Это подбирается количеством витков вторичной обмотки.

Значит в этом случае автогенератор работает, осталось проверить на межвитковое замыкание дроссель(я)… Для этого нужно дроссель а если их два, то каждый дроссель по очереди (сначала подключаете один, проверили — отключаете! Затем подключаете второй, проверили — отключаете!). Подключаете проверяемый дроссель ЭПРА параллельно I обмотке трансформатора, показано синим цветом.

Если дроссель исправен, то лампа 12В должна загореться в полтора раза ярче, а лампа на 220В гореть не должна. Если в дросселе межвитковое замыкание, то лампа 12В погаснет а лампа 220В загорится либо в 23 накала, либо в полный накал. В этом случае дроссель с межвитковым замыканием и его нужно заменить.

После того, как вы убедились в работоспособности ЭПРА, его можно ставить в светильник. Как показала практика в 99 случаях из 100, проверенные таким образом ЭПРА гарантированно будут рабочими.
Некоторые сложности возникают при проверке ЭПРА марки FINTAR.

Они заточены для работы одновременно с двумя лампами и самодельный трансформатор не может обеспечить необходимую нагрузку для уверенно запуска автогенератора. Необходимо в цепи запуска динистора D14 параллельно диоду D13 припаять резистор 470 кОм. На схеме выделено красным

Тем самым обеспечим запуск автогенератора, но возможно лампа 12В будет немного мерцать. Для проверки работоспособности этого вполне хватает.

А дросселя проверяем по тому же принципу, как описано выше. На схеме выделено синим цветом.

Я не утверждаю, что данный метод единственно верный и правильный. Просто это возможный вариант проверки ЭПРА после ремонта прямо на столе без установки его в светильник. Мне так удобнее и я решил поделится со всеми желающими.

Подборки: Схема

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KIA