Предлагаю Вашему вниманию статью первых полетах на пилотажном самолете RAINBOW пилота-конструктора OLEGSS R из Новосибирска.
Товарищ по борьбе «партайгеноссе» Виктор (rz9ok) подарил довольно большой пилотажный самолет Rainbow F3A .
Автор не разу не летал на таких моделях, к тому-же больших и тяжелых. Все пенолетами-крестолетами баловался пенопластовыми из потолочки. Самолетик слегка побитый, но вполне себе целый, типа восстановленный до крепко-полетного состояния.
Имеет достаточно интересную историю. Куплен был Виктором еще в самом начале увлечения авиамоделизмом. Но потерпел аварию из-за бракованного регулятора. После нескольких полетов самолет задымил в воздухе и неуправляемый потерпел аварию. Или как сейчас говорят по иностранному «краш». Восстановлен и отставлен от полетов, поскольку уже другие приоритеты. (rz9ok) Плотно подсел на бензинки.
Не совсем представляя что делать с таким большим подарочком, Автор упаковал его в пленку и отложил до лучших Финансовых времен. Оснастить аппаратурой такую «тушку»дороговато выходило.
Появились финансы и взор обращен на кучку пленки стоявшую неприкаянном состоянии лет шесть.
Изделие извлечено и подробно осмотрено. Признано годным к летной эксплуатации.
Первое дело, фюзеляж и крылья отмыты с шампунем от пыли и всяких нехороших следов длительного хранения.
Героически сохнет после душа.
После подробного изучения материалов нашего любимого сайта РСДизайн, а конкретно ветке посвященной этому самолетику.
http://forum.rcdesign.ru/f36/thread158877.html.
Принято решение о заказе комплектующих.
Затем в целях коррекции характеристик выбранных товаров, выслушаны рекомендации Чемпиона Сибири по пилотажу Олегом (Jurist).
Еще раз скорректирован заказ и оплачен.
Чего заказал на Автор на эту большую и тяжеленькую пилотажку.
Но к моему сожалению сайт Паркфлаера загнулся.
Поэтому привожу не только технические характеристики оборудования но и внешний вид изделия. Можно попытаться найти оборудование на Алишке, Хобби кинге ил других платформах ориентируясь и на фото тоже.
БК электродвигатель NTM Prop Drive Series 42-38 750kv / 785w
Технические характеристики:
Модель: NTM Prop Drive Series 42-38 750kv
Kv: 750 об./В
Максимальный ток: 55 A
Максимальная мощность: 403W при 12v (3S) / 785W при 15В (4S)
Вал: 5 мм
Вес: 169 грамм
ESC: 60 Aмпер
Количество банок: 3s-4s ~ LiPo
Тестирование:
13×10 — 14,8 — 740 Ватт- 50 А — 2,8 кг
14 х 6 — 14,8 — 785 Ватт- 53 А — 3.05 кг
Регулятор.
Turnigy TRUST 70A SBEC.
Технические характеристики:
Напряжение: 6 — 25 вольт (2 — 6 LiPo, 5 — 16 NiCD)
Максимальный ток: 70 А
BEC: импульсный, 5.5V, 3А
Вес: 65 г
Настраиваемые параметры:
Тип батареи: LiPo*, NiMH
Направление вращения: прямое / обратное
Тормоз: выкл* / вкл
Мягкий старт
Отсечка: игнорирование / уменьшение мощности* / остановка
Напряжение отсечки: заводская настройка 3.2 V на банку
Тайминг: авто / средний / высокий
Частота ШИМ: 8 / 16 кГц
Кок винта.
D: 51мм
H: 54мм
Воздушный винт APC 12×6-E
Но сервоприводов с достаточным усилием не оказалось. После консультации шеф-пилотом Олегом (Jurist), были заказаны другие с гораздо меньшими характеристиками.
HKSCM9-6 Singlechip, 10g digital micro servo (6V) 1.6kg, 0.07s
Характеристики.
Тяга: 1.4кг-4.8в, 1.6кг-6в
Вес: 10г
Скорость: 0.09сек/60град-4.8в, 0.07сек/60град-6в
Питание: 4.8в~6в
Проведена небольшая модернизация планера. Навески рулевых поверхностей уже не внушали доверия. Все отрезано и навешено на самодельные пластиковые петли.
Винтомоторная группа сомнений не вызывала, тяги с избытком.
Но сервоприводы слишком маломощные. На управление элеронами должно хватить усилия в притир. Если конечно не изображать головокружительный пилотаж.
По совету Шеф-пилота ставим на руль направления и руль высоты сдвоенные сервоприводы!.
Для начала корпуса склеиваются спец клеем для пластика. Из стендового моделизма. Он не клеит, а сваривает пластик немного его расплавляя в месте склейки.
Качалки соединяются тягами. И они работают синхронно удваивая усилие.
Управляются через самодельный разветвитель. И вес конструкции.
Установка на штатное место прошла удачно по размерам сдвоенный вариант как раз входит.
Предполетный осмотр не совсем удовлетворил Автора. Нужно еще малость поработать с конструкцией, для усиления.
Руль высоты дополнительно подперт угольными стержнями в 3мм. Они вклеены радом с элементами усиления. Немного переработан узел крепления маленького заднего колеса.
В фюзеляж на место прежнего разлома вклеены врезаны и вклеены на титане угольные рейки размером 3х5мм.
Все готово, можно начинать летные испытания.
Контрольное взвешивание с «полным фаршем».
Наконец пилотажка снова на поле. после нескольких лет ожидания в гараже.
Установлена на упоры с целью проверки винтомоторной группы на полной тяге.
После тестовых прогонов, мотор едва теплый, регулятор тоже. Перегрева нет с этим винтом.
Пора взлетать.
Не разу Автор не поднимал в воздух «нормальный», большой и тяжелый самолет. Волнение не шуточное конечно присутствовало.
Итак первый взлет и полет, и посадка.
Самолет и пилот очень хорошо выполнили тестовые полеты. Тяги точно хватает с избытком, в вертикаль идет бодро, даже не приходиться газовать до упора. После полетов немедленно проведен тест на мотре и регуляторе, перегрева нет.
Небольшая цитата пилота по поводу нюансов пилотирования.
«Забывал, что самолет пилотажный норовил развернуться на месте (как пенолет). Но помнил советы мастеров-«высокая посадочная скорость», если начнет валиться на малой скорости при посадке, не вытащить мотором, высоты не хватит. Пару раз промахивался по немаленькой взлетке».
Хорошие сервоприводы с большим усилием все-таки были найдены и заказаны.
HK15138 Standard Analog Servo 38g / 4.3kg / 0.17s
Спецификации:
Усилие: 3.8кг @ 4.8в,4,3кг@ 6в
Скорость:0,21/ 60град. 4.8в,0,17/ 60 град.6в
Напряжение:4,8в — 6в
Разъём:JR Style
Вес:38г
Поскольку все посадочные места сервоприводы на модели изготовлены точно под этот размер. Проблем с установкой не возникло. В крылья установлены на титане. Предварительно оклеены малярным скотчем для защиты от клея.
В фюзеляже встали на сои места отлично.
Проверяем как работает конструкция.
Охлаждение двигателя немного улучшено, увеличены отверстия в капоте.
Регулятор с той-же целью вынесен в нижний тоннель.
Немного вырезано пенопласта в носовой части фюзеляжа для коррекции центра тяжести. В первых полетах она была слегка задняя. Образовалось целых три сантиметра пространства. Теперь есть возможность подвигать батарею.
Затем модель окрашена в яркие цвета.
Настал черед следующих полетов.
Все испытания проводились на местном аэродроме авиамоделистов.
По новой самолетик в упорные штанги и начинаем нещадно газовать.
Отлично, ничего не греется, все элементы работают нормально.
Полетели.
Наконец при помощи перемещения батареи установлен нормальный центр тяжести. Также произведены коррекции управления. По словам Автора для него комфортны следующие параметры. В нормальном полете аппарат идет на слегка на ручке. В инверте поддерживать не нужно.
Много нареканий на красиво вывернутые шасси. Такое положение только «асов». Нужно очень точно садиться и стартовать, иначе клюет носиком. Ну.. мы не асы. нужно переделать стойки засс на передний загиб, для гарантии. Хорошо еще винт на сломали. Но появились трещина на капоте и на стенке фюзеляжа.
Поехали домой устранять недочеты.
Заклеиваем капотик титаном и фиксируем иголками.
Трещину в боковой стенке тоже клеим и врезаем карбоновую рейку 1х3 мм.
Железной рукой Автор вырезает коробочку усиления крепления шасси из фюзеляжа и вклеивает её в обратном направлении на пятиминутный клей.
Все больше птичка клевать носиком не будет.
Закуплены несколько больших аккумуляторов на 4S 4000 Мач. Полеты продолжаются в любое время года.
Немного пошарившись в интернете, нашел еще немного информации по этой модели среди других публикаций автора.
И зимой мы тоже в воздухе!
Взлетаем по утоптанному насту на озере.
При хорошем расчете можно взлететь и с дороги среди сугробов.
Вот только посадка не совсем удачная.
На большой скорости слегка двинул рудером и в канаве. Минус винт.
Не особо нравится соединение на прямую заднего колесика и руля направления. Нужно разъединить эту парочку. А винт жалко.
Но бывали и аварии похуже.
Во время тренировки и выполнении фигуры силовая бочка, резко просел аккумулятор. До земли не удалось выровнять модель. Это не пенолет. Вес за два кило и выровнять падающий вниз хвостиком аппарат не удалось. Вернее вытащит на винте почти получилось, но врезались в землю под 45 градусов и фюзеляж разломился по старой трещине.
Ремонт произведен монтажной пеной прямо на лестничной площадке.
Прошло удачно, готов к полетам, только малость подкрасить.Носовая часть вместе ремонта закрашена глубокой черной. Такая краска очень хорошо скрывает все недостатки.
Летом Автор вместе с другом освоили новое взлетное поле на настоящем аэродроме ДОСААФ. По договоренности в руководством аэродрома автомоделистам выделен большой участок поля. В стороне от посадочной. Полное раздолье. Никто никому не мешает и простор!
В режиме подготовки к летному сезону по новому покрашено брюшко самолета. Теперь уже флуоресцентной акриловой краской.
Косить взлетку пришлось самим.
Полоса крест-на крест получилась, хоть на истребителе взлетай.
Начались интенсивные полеты.
Товарищ по борьбе «партайгеноссе» Виктор (rz9ok) подаривший Автору пилотажку.
Закрытие сезона на новой площадке.
Пишем заявление на вступление в ДОСААФ.
Приехало много авиамодельного народа. Последнее собрание этого лета.
Торжественное вручение членских билетов.
Обед завершающий летний сезон.
Разговор по душам и обсуждение проблем и планов.
Дополнение.
Немного пошарившись в великом и могучем нашел несколько вариантов этой модели.В разных размерах.
Небольшой такой размерчик.
Характеристики для самолета EPO 3D F3A Thunder Rainbow RC модель самолета:
Размах : 890 мм.
Длина : 900 мм.
Вес полетный: 670 г.
Еще вариант побольше слегка.
https://rc-today.ru/product/samolet-nfd-rainbow-f3a-3d-rea-0015-03/
Размах : 1380 мм
Длина : 1480 мм
Материал: EPO
Взлетный вес: 2160 г
Вопростема автоматически публикуется в соц. сети сайта — следите и там за ответами:
Источник (Source)
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Источник: