Всем здравия!
У любого столяра всегда остаются какие-либо обрезки от работ. Кто-то их выкидывает, кто-то собирает для новых проектов. Я отношусь ко второму типу людей. Я собираю даже мелкие обрезочки, потому что они могут проявить себя как декоративные элементы, самостоятельные изделия и просто как заполнители щелей или детали для мелкой токарки вроде пробок или проставок.
В общем, решил я попробовать новый стиль изделий, а именно хаотичную и шахматную склейки. Начать решил с шахматной, так как она проще и делается не очень долго. Дня два. Минимум.
Для этого я покопался в коробочке с обрезками и выкопал для начала видов пятнадцать древесины, понял, что перебор и убрал некоторые. Остались только амазаку, венге, гледичия и падук. (Названия слева направо по фотографии).
Кстати, нам понадобятся:
• Обрезки дерева;
• Пила обушковая;
• Стусло для пилы;
• Наждачная лента 80 зернистости;
• Клей столярный;
• Шлифовальный станок.
Венге я выбрал как основу, так как это самый толстый обрезок в 1см. Остальные не превышают 6мм.
Для начала я отпилил обрезки по длине обрезка венге, предварительно разметив их.
Теперь нужно распилить обрезки по толщине основы, ну и распилить основу на три части.
Такого расклада цветов оказалось мало, и я решил добавить еще два цвета: желтый (мовингу) и золотисто-коричневый (сапеле).
Опять размечаем под уровень и отпиливаем.
Далее срезаем ширину тоже под уровень и перемешиваем породы.
Видно, что амазаку (четвертый сверху) сливается с венге. Я решил отделить его плашкой карельской березы.
Потом я полностью поменял стиль склейки, создав тем самым эффект темной «основы» из венге, на которой лежит мозаика из других пород.
Ну и собрал вторую заготовку из обрезков от обрезков.
Теперь шлифовка. Для этого я прикрепил шлифовальную ленту 80 зерна к подоконнику с помощью струбцин и кронштейна от какой-то лампы или чего-то подобного. Не знаю, от чего.
На ленте нужно зашлифовать места стыков обрезков для лучшей склейки. Ну и убрать следы масла, бумаги от чертежей и прочего.
Переходим к самой важной части проекта – склейке.
Сначала я тщательно убрал щеткой всю пыль со стыков, чтобы она не мешала склейке.
Ну и сама склейка, конечно. Клеил опять буржуйским тайтбондом. У этого клея есть свойство, не знаю, как другие, но этот за полминуты схватывается так, что руками заготовку уже не разорвать. Это полезно, конечно, но вносить изменения в склейку нужно быстро. Очень быстро.
Со склейкой все просто – намазал клей, распределил по заготовке, наложил вторую заготовку, заранее отмерив, где она должна быть, и прижал со всей силы. После прижима заготовка уже почти не поддается редактированию.
Остатки клея убираем, чтобы не мешались.
Ну и дальше клеим.
Во время склейки я поменял гледичию на еще одну плашку карелки из-за того, что гледичию нельзя клеить клеем на основе ПВА. Была у меня токарная заготовка из гледичии с венскими запилами из черного граба (применяются на бильярдных киях для создания эффекта волн, цветков, овалов и колец всяких), так она при обработке чуть не разорвалась на отдельные сегменты.
Доклеиваем заготовку и стягиваем ее несколькими канцелярскими резинками.
Таким же образом склеиваем вторую заготовочку.
Оставляем заготовки на сутки склеиваться. Хотя, как показывает опыт, и трех-четырех часов хватает.
Заготовки склеились, значит, пора их зашлифовать для упрощения дальнейшей обработки.
Сначала я зашлифовал мелкую заготовку. Это было довольно просто.
Теперь ее нужно аккуратно распилить поперек на отдельные брусочки.
Получилось не очень ровно из-за затертости стусла, да и общей погрешности угла. И рук моих не сильно прямых, конечно же. Имеются большие щели, которые я долго зашлифовывал под нужный угол.
Тем временем переходим к большой заготовке. Я сразу оценил разницу толщин на заготовке, плотность древесины и мои возможности, поэтому зашлифовал заготовку на станке.
Также, чтобы не сильно маяться со склейкой, я заранее склеил мелкую заготовку.
Переходим к распиловке большой заготовки. Ее я решил разметить по 1см, чтобы создать более-менее равномерный рисунок. Конечно же, распилить ровно не удалось, но и так сойдет.
Здесь, все же, зазоры были меньше, соответственно, шлифовать тоже меньше нужно было. Да, один брусок лежит не той стороной.
Склейку я произвел в немного другом стиле. Я сдвинул брусочки так, чтобы порода венге все же оставалась основой, а другие породы образовали мозаику.
На этот раз я оставил заготовки на несколько часов, несмотря на торцевую склейку, которая, вроде слабее. Через несколько часов я решил обработать мелкую заготовку. Благо, она не рассыпалась.
Снова шлифовка на той же шлифовальной установке.
А затем выравнивание краев на станке.
Да, получилось не очень ровно, но на то это и заготовка.
Теперь обработка большой заготовки. Ее я сразу обточил на станке.
В общем, получились интересные заготовки в стиле «старый свитер» или «цветной паркет». Пока что есть только прототип идеи на большую заготовку, это должна быть крупная подвеска с композицией из металла, но проект еще не обдуманный и нереализуемый. На мелкую заготовку я еще ничего не придумал, так что пока что они отправлены в долгий ящик в ожидании вдохновения. В принципе, в таком стиле я еще буду творить, только это долго и муторно. Теперь понятно, почему так дорого стоят шахматные или хаотичные разделочные доски. На наборную торцевую доску с окантовкой и оформлением может уйти неделя, а то и две, а то и месяц с учетом дальнейшего фрезерования и обработки. Кстати, я планирую такую создать. Прям, чтоб шикарная была. Но потом, разумеется.
На этом все.
Всем добра!
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Подборки: Столярные приемы
Источник: