Всем здравия!
Один мундштук — хорошо, а изготовить уже четвертый — лучше. Да, я решил сделать еще один, но уже немного в другой концепции – я решил скомбинировать две породы древесины, которые, по моему мнению, лучше всего скомбинируются, а именно мовингу и сукупиру (в моем доме попрошу не выражаться). И скомбинировать я решил их в немного необычном стиле – чем-то наподобие буквы «Г». В принципе, чего бы и нет?
Нам понадобятся:
• Плашки мовингу и сукупиры;
• Стусло;
• Обушковая пила;
• Наждачная бумага различной зернистости;
• Резцы по дереву;
• Надфили;
• Напильники по металлу;
• Клей столярный;
• Струбцины;
• Тарельчато-шлифовальный станок;
• Дрель;
• Сверла;
• Гравер с полировальными насадками;
• Масло и мастика для дерева.
Приступим.
Берем, значится, плашки сукупиры и мовингу и распиливаем их вдоль для получения одинаковых по ширине плашек.
Плашки, разумеется, разной длины, и нужно отпилить от сукупиры еще одну маленькую дощечку.
Вот так уже лучше.
При распиловке сукупира издает не очень приятный аромат, который очень трудно описать, что-то кисло-прело-странное. Я, поначалу, сомневался в изготовлении мундштука из сукупиры, но при шлифовании запаха вообще не было, а после финишной обработки вообще все пропало. А мовингу немного пахнет овсянкой. Прикольно с экзотическими деревяшками работать.
Теперь нужно деревяшки склеить, но для этого надо их сначала зашлифовать.
Мовингу – более лояльная в обработке древесина, нежели сукупира. Мовингу легче шлифуется, легче режется, проще в общей обработке. Сукупира же – та еще сук…упира. Поскольку это вторая по твердости древесина считается (в чем я не уверен при существовании березы Шмидта или бакаута, из которых изготавливали подшипники и валы), то она довольно затруднительно шлифуется, категорически отказывается по-нормальному резаться (позже объясню, почему), практически не принимает пропитки, но зато прекрасно полируется. Хоть на этом спасибо.
Ну ладно, зашлифовал я дощечки, можно клеить. Ан-нет, нужно прорезать пазы в дощечках.
Для этого я снова взял уголок, который хоть и стоил вместе с набором 196 рублей, после довольно плотной макоре особо не пришлось точить. Это похвально для дешевого инструмента.
Опять я расчертил линии по центрам деревяшек и начал резать.
Тут-то и проявилась во всей красе главная особенность сукупиры – крупная и неоднородная волокнистость в паре с высокой твердостью. Древесина сопротивляется, резец постоянно уводит по светлым, более мягким волокнам, при наклоне резца для растачивания волокна выкалываются, зараза, в общем. А мовингу ниче так. Режется спокойненько.
В общем, я решил сделать только направляющие пазы для сверла, а потом расточить. Но огрызком надфиля все же прошелся.
Теперь все-таки склейка. Опять намазать, приложить, придавить, подождать.
И снова – струбцин много не бывает.
В общем, спустя некоторое время, дощечки склеились, и готова заготовочка для мундштука, которую нужно обточить.
Обтачивал я, опять, на станке. Хоть на станке сукупира нормально шлифуется.
Теперь надо просверлить мундштук с двух сторон, потому что я не купил длинное сверло на 3,5 мм. А надо было. Сверла не хватило.
Пришлось растачивать на 4 мм. Благо, сверла хватило, так как в патроне оно было зажато где-то на 5 мм, и сильно било при этом.
Но беда не приходит одна. Уехало отверстие с другой стороны. АААААААААА.
Здесь вылезла еще одна особенность одновременной обработки разных по свойствам пород древесины. Сверло съехало в сторону более мягкой мовингу. Пришлось растачивать. Обломками надфилей, круглого и полукруглого. Шкрябать надфилями сукупиру, конечно, прекрасное занятие. Но, получилось. Даже ровно получилось. Потом я уже сверлом пятеркой прошелся.
Далее я снял толщину загубника на станке, предварительно очертив его границы.
Теперь нужно снять фаски с граней мундштука. Снимал я их опять-таки напильником по металлу. Вот им-то сукупиру хорошо обрабатывать.
Осталось зашлифовать изделие и покрыть маслом. Делов-то.
Сначала я скруглил углы на наждачном блоке 80 зернистости, что было немного затруднительно, но все же сукупира хоть как-то шлифуется более-менее. Какой-нибудь граб или ятобу шлифовать – это, конечно, подвиг.
Далее я перешел к блоку 180 зернистости, чтобы довести грани, выровнять плоскости и убрать риски от 80 зернистости.
Мундштук уже стал приятным на ощупь и немного даже блестит.
Теперь предварительная полировка. Для начала я прошелся 600 наждачкой.
Далее 1500 наждачка. Уже проявляется небольшой блеск.
И, наконец, 2500 наждачка. Изделие уже блестит, но это еще не все.
Я решил заполировать мундштук с помощью гравера. Сначала я взял фетровую плотную насадку.
Видно заметное преображение.
Затем я взял муслиновый круг, которым также прошелся по мундштуку, чтобы получить максимальный блеск.
Ну и под конец я забыл раззенковать отверстия мундштука, но что мне мешает сделать это сейчас? Для этого я взял каменную коническую насадку.
Теперь обработка маслом.
Для начала я промазал маслом мундштук, и заметил, что сукупира практически не вбирает в себя масло, оно просто лежит на ней пленкой, в то время как мовингу впитывает масло как губка.
Далее я затер все изделие губкой с мастикой. Глянец немного ушел, и остался благородный матовый блеск.
И вот, наконец, готово.
Получилось довольно необычное, но в то же время элегантное изделие. Этот мундштук уже расточен под тонкие сигареты, так как он сам получился слишком тонким для стандартного размера. Это был мой первый опыт работы с сукупирой, который мне не очень понравился. С мовингу же я уже работал, и могу сказать, что дерево довольно приятное в обработке. Также мовингу называют «атласным деревом» из-за его ярко-выраженного естественного блеска именно не от шлифовки, а от особенности самой древесины, то есть, необработанная плашка мовингу блестела практически так же, как и заполированная. У сукупиры естественного блеска, по сути, нет, но зато она прекрасно полируется. Хоть и обрабатывается не очень.
Мундштук этот, скорее всего, тоже будет кому-нибудь подарен по понятным причинам.
На этом все.
Всем добра.
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Источник: