Ламповый усилитель для гитары

Приветствую, радиолюбители-самоделкины, а также все гитаристы!

Владельцам акустических гитар, можно сказать, в какой-то степени повезло — купил гитару и играй где хочешь, когда хочешь, ничего больше не требуется, кроме пары медиаторов. Тем не менее, акустическая гитара не даёт такого разнообразия вариантов звучания, как электро — её звук с помощью специальных электронных примочек либо компьютерных плагинов может преображаться до неузнаваемости, в том числе и довольно реалистично имитировать звук акустической гитары. Многие из таких примочек имеют довольно простые схемы и собрать их дома не составит рядовому радиолюбителю. Преимущественно электрогитары используют для получения «рваного» рокового звучания, для извелечения такого звука используется перегруз, или иначе дисторшн — наиболее популярный во всём мире эффект. Особую роль в мире электрогитар играет оборудование — конечный звук, в некоторых случаях, в наименьшей степени зависит от самого инструмента, а в большем — от того, какие используются примочки и усилители, а также как они настроены.

Помимо примочек формированием звука электрогитары занимается и усилитель — производители фирменных моделей довольно часто встраивают внутрь уже готовые эффекты со множеством настроек, позволяющие «нарулить» какой угодно звук даже не докупая отдельно примочки. В самых продвинутых моделях используются цифровые технологии — в них можно менять плагины, т.е. варианты звучания, выбирая из тысяч цифровых вариантов, переключение может осуществляться даже с телефона. Условно все гитарные усилители можно разделить на две категории — ламповые и транзисторные. Первые появились раньше, а потому считаются более аутентичными, стоят дороже и пользуются особой популярностью у продвинутых гитаристов. Транзисторные же модели позволяют проще интегрировать внутрь встроенные эффекты, кроме того, они, зачастую, меньше в размерах и гораздо дешевле в цене, существуют даже портативные модели. Главное отличие от ламповых гитарных усилителей и транзисторных — нюансы звучания, которые в гитарном звуке проявляются гораздо сильнее, чем при прослушивании обычной музыки в колонках.

Ламповое звучание считается более тёплым и приятным, а потому многие стремятся приобрести именно ламповые комбики, хоть они и дороже. Однако покупать не обязательно — ведь в сути существует множество готовых ламповых схем, по которым можно собрать усилитель. Они могут различаться по сложности, наличию всевозможных регулировок, а также мощности. Мощные усилители используются преимущественно при концертных выступлениях или репетициях, где нужно получить большую громкость. Для домашней игры самым оптимальным значением мощности является 1-5Вт — именно столько будет развивать представленная в этой статье схема. Ламповые усилители хороши тем, что имеют довольно простые схемы — лампы не требуют большого числа элементов в обвязке, но имеют свои нюансы в построении конструкции, о которых будет рассказано ниже.

Представленная схема является довольно классическим однотактным усилителем, называются они «чампообразными», из-за существовавшего когда-то усилителя Fender Champ, схемотехника которого осталась актуальна до сих пор. Используется здесь всего две лампы — первая это двойной триод (два одинаковых триода в одном баллоне), у которого используется только она половина — в схеме он выполняет роль предусилителя для входного сигнала. Вторая лампа — однотактный оконечный усилитель, который работает на нагрузку — трансформатор с подключенным динамиком, и обеспечивает всю мощность усилителя. В качестве первой лампы можно использовать широко распространённые отечественные 6н1п, 6н2п, 6н23п, 6н3п — обратите внимание, что они могут быть разными по цоколёвке. Данные лампы маломощные, а потому недорого стоят даже в магазинах радиодеталей, адекватная цена для данных ламп — до 100 рублей. Найти бесплатно можно в старой советской ламповой технике, в частности в телевизорах — хотя бы одна из данных ламп либо их аналогов должна быть практически в каждой модели. Хоть и лампам много лет — они обладают существенным запасом ресурса и долго не выходят из строя. В верхней части любой лампы можно увидеть чёрное слегка блестящее пятно — это геттер, специальный состав, который «улавливает» примеси из воздуха внутри баллона лампы.

Как известно, внутри баллона лампы — вакуум, и если произойдёт разгерметизация лампы, геттер из чёрного превратится в белый — это верный признак неисправной лампы, использовать такую нельзя. Также при выборе б.у. лампы стоит обратить внимание на целостность нити накала — она должна прозваниваться, т.е. не быть в полном обрыве. Если подать на неё накальное напряжение 6.3В, то можно будет увидеть, оранжевое свечение внутри баллона, это говорит о том, что накал работает. Без подачи питания на накал лампы, т.е. подогрева, схема работать не будет, т.к. катод лампы для правильной работы должен подогреваться. Вторая по схеме лампа, 6п14п — выходной пентод, отличается от первой более вытянутым в длину баллоном, её также можно найти в магазинах радиодеталей либо тех же телевизорах — кстати, в них она часто использовалась в качестве того же усилителя низкой частоты. Довольно часто на поверхности ламп, которые долго были в эксплуатации, можно увидеть чёрные пятна или полосы — они возникают в процессе длительной работы, их появление не обязательно означает, что лампа потеряла работоспособность.

Особенностью ламповых схем является использование для питания высоковольтных источников — от 100 до 250В, в случае с данной схемой. В качестве универсального источника питания для данной схемы можно использовать импульсный блок питания, схема которого представлена на картинке выше. В качестве трансформатора в нём используется типовой импульсный трансформатор из компьютерного блока питания. Его первичную обмотку стоит оставить штатную, а вот выходные напряжения подогнать под нужды схемы — для получения накального напряжения 6.3В нужно намотать примерно 2 витка толстого провода, для высокого анодного напряжения — примерно 60-70 витков, напряжение на выходе может варьироваться от 200 до 250В — самый оптимальный диапазон для питания. Схема такого импульсного источника представляет собой типичный полумост, который входящее сетевое напряжение сперва выпрямляет до постоянного, а затем с высокой частотой «качает» первичную обмотку импульсного трансформатора. Многие утверждают, что использование импульсных источников для питания аудио-устройств — плохая затея, так как в звуковой тракт неизбежно попадёт посторонний шум от работы источника. Поэтому самым «правильным», но более дорогим и громоздким источником станет использование анодно-накального трансформатора, который как раз имеет подходящие для питания обмотки с высоким напряжение и 6.3В для питания накала. Такие трансформаторы можно встретить практически в любой ламповой аппаратуре, либо купить на барахолке.

Всю конструкцию можно собрать, например, в металлическом корпусе от компьютерного блока питания — он имеет подходящие размеры и к тому же позволит экранировать чувствительную схему усилителя от внешних наводок. При этом не лишним будет установить дополнительный кулер на обдув внутреннего пространства корпусе — такой корпус как раз имеет отверстие сбоку пол кулер.

Сама схема усилителя собирается навесным монтажом — это позволит минимизировать влияние одних частей схемы на другие. Для данной схемы можно развести и печатную плату — но в этом случае нужно тщательно продумывать расположение всех компонентов и пролегание дорожек, а также разводку земли — он должна быть разведена «звездой», иначе возможно появление посторонних шумов в звуке либо самовозбуждение усилителя. При навесном монтаже следует делать всё аккуратно, соединяя детали максимально короткими проводами.

На боковую панель корпуса выводятся все органы управления, автор также сделал рисунок и декоративную подсветку. Таким образом, получился весьма компактный ламповый усилитель, для сборки которого не потребуется большим финансовых вложений. Удачной сборки!

Источник (Source)

Подборки: Усилитель Лампа Схема

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KIA