Гусеничная машинка на радиоуправлении

Приветствую, радиолюбители-самоделкины!

Пожалуй, трудно не согласится с тем, что радиоуправляемые машинки занимают всех — и детей, и деловых взрослых, и в особенности домашних животных, которые любят за ними погоняться. В ассортименте магазинов можно встретить радиоуправляемые машинки различного уровня, начиная от самых простейших и дешёвых, заканчивая вполне профессиональными моделями, которые работают даже не от аккумуляторов, а на настоящих двигателях ДВС и имеют строение, сходное со строением настоящих полноразмерных автомобилей. Несмотря на это, многие энтузиасты создают собственные радиоуправляемые машинки, ведь во-первых это гораздо интереснее, чем просто пойти и купить, во-вторых, на сборку уходит не так уж и много денежных средств. Ниже будет рассмотрено построение с нуля полноценной гусеничной машинки, которая обладает хорошей проходимостью по различным невысоким препятствиям, в отличие от аналогичных колёсный конструкций. Процесс состоит из двух этапов — на первом изготавливается платформа с гусеницами, а на втором оба снабжается электронными схемами, которые обеспечивают приём команд с пульта.

Процесс начинается с шасси — берутся два небольших электромотора с редукторами, это весьма распространённая модель, найти которую можно на Али, понадобится две штуки на каждую гусеницу. Моторы устанавливаются на прямоугольный кусочек фанерки, который будет служить основой всей конструкции. Затем к валам моторов с противоположных сторон прикручиваются ведущие колёса — сделать это можно различными способами, например просто вкрутить саморез внутрь вала таким образом, чтобы он зажал колёса. Колесо должно быть около 2 см в ширину и состоять из двух половинок, между которыми остаётся зазор.

Моторы крепятся к шасси на термоклей, но также для крепления можно использовать любые имеющиеся под рукой средства. Двигатели будут располагаться сзади и приводить в движение ведущие колёса, соответственно в передней части конструкции должны расположиться ещё по паре точно такие же колёс с зазорами. Обратите внимание, что колёса передние и задние должно располагаться так, чтобы образовывать две параллельные линии — это важно, в противном случае гусеницы будут сходится или расходится, не давая машинке ехать ровно вперёд. Для установки передних колёс отрезается подходящий по длине кусок шпильки, который крепится на уголки к деревянному основанию. При этом необходимо обеспечить возможность регулирования расстояния между передними и задними колёсами, чтобы в дальнейшем регулировать натяжение каждой гусеницы. Колёса крепятся на шпильке гайками, необходимо подобрать такие зазоры, чтобы колёса не люфтили, но при этом свободно вращались на оси.

Теперь гусеницы, материалом для их изготовления служит ПВХ-коврик, такие часто кладут в ванной. Этот материал обеспечивает отличную эластичность, сцепление с поверхностью и износоустойчивость. От коврика отрезается лента, ширина которой должна соответствовать ширине колёс. Для того, чтобы из отрезка ленты сделать замкнутый круг применяется суперклей — лента просто отрезается на нужную длину, а затем её концы склеиваются. После высыхания суперклей обеспечивает достаточное качество соединения для того, чтобы гусеница не разрывалась даже при переезде препятствий.

Если просто так надеть гусеницу на колёса и запустить моторы, то держаться гусеница на колёсах не будет, необходимо сделать упоры, которые предотвратят её сползание. Делаются они из кусочков спичек, которые наклеиваются друг за другом на внутреннюю поверхность каждой гусеницы, как показано на фотографиях выше. Таким образом, гусеница надевается на колёса и эти упоры попадают в полость между колёсами, это не даст ей соскочить при движении. На этом сборка шасси заканчивается, можно подключить питание к каждому из моторов и даже опробовать шасси в движении.

Теперь электрическая часть, она начинается со сборки схемы принимающей и передающей частей, которые представлены ниже.

Первая схема осуществляет отправку радиосигналов, происходит это с помощь готового радиомодуля на 433 МГц, схема же лишь обрабатывает нажатия клавиш и модулирует сигнал для приёмника соответствующим образом. Вторая же наоборот принимает команды и преобразует их в сигналы на выходе микроконтроллера — нажата клавиша, значит микроконтроллер пускает напряжение на соответствующий вывод. Все кнопки работают независимо друг от друга — можно нажимать хоть по очереди, хоть все в раз. Минимальное напряжение питания каждой схемы составляет 2.7В, на схемах видны стабилизаторы 78l05 для питания от других источников, в данном случае они не используются. Прошивки для микроконтроллеров имеются в архиве в конце статьи, достаточно лишь прошить и собрать всё точно по схеме.

На двух картинках выше виден пульт управления — радиоуправление хоть и предусматривает 5 команд, задействованы только 4, соответственно для движения вперёд, назад и для поворотов. Таким образом, один канал остаётся свободны и может быть применён для каких-либо дополнительных задач. Пульт имеет максимально простую конструкцию — отрезок фанерки как и в шасси, на котором закреплены все необходимые части, в частности плата с запаянным модулем-передатчиком 433 МГц, аккумулятор 18650 в держателе, и 4 кнопки, расположенные для лёгкого интуитивного восприятия управления.

Выше представлена плата приёмника, она будет закреплена на шасси, на ней также можно увидеть запаянный модуль приёмника 433 МГц. Для удобства добавлены 5 светодиодов, которые загораются при получении команд с пульта, выходы вынесены на штырьковый разъём для лёгкого доступа. Микроконтроллер устанавливается в панельку — в дальнейшем его можно будет, например, перепрошить для использования в других проектах.

Для независимого управления моторами потребуется также собрать небольшую схему Н-моста, которая будет обеспечивать вращение мотор в разные стороны, чтобы машинка могла поворачивать в стороны и даже разворачиваться на месте. Н-мост имеет два входа, подаём напряжение на один вход — одно направление вращения, подаём на другой — направление вращения меняется на противоположное. Для того, чтобы не занимать много места на шасси были выбраны SMD компоненты, собранная плата имеет следующий вид:

Напряжение с аккумуляторов маловато для вращения моторов, поэтому для повышения используются пара модулей Step Up преобразователей, синие платки на фото ниже, по одной на каждый мотор. С выхода преобразователей напряжение будет поступать на Н-мосты, а к Н-мостам уже будут подключаться сами моторы. Ниже на фото представлена электроника, устанавливаемая на шасси.

Также на шасси устанавливаются держатели для аккумуляторов.

Основная часть электроники устанавливается в нижней части, всё соединятся проводами.

В последнюю очередь входы мостов подключаются к плате приёмника, подключение происходит следующим образом. Данная схема с диодами необходима для развязки выходов, чтобы никакие контакты не оказывались замкнутыми между собой и не мешали работе друг друга. Она же обеспечивает всю логику движения машинки на гусеницах — ведь всё управление происходит за счёт включения или выключения, а также смены направления движения гусениц.

На этом сборка машинка завершена, можно устанавливать аккумуляторы и проверять работы. При необходимости можно подстроить напряжение на выходе преобразователей, чтобы уравнялись скорости гусениц. Удачной сборки!

gusenichnaja-mashinka.zip

[71.7 Kb] (скачиваний: 4)

Источник (Source)

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Подборки: Радиоуправление Моделизм Схема Электроника Плата Микроконтроллер Игрушка Микросхема 18650

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
KIA