Предлагаю Вашему вниманию очередной проект нашего знакомого пилота конструктора OLEGSS R, Новосибирск.
На этот раз неугомонному умельцу пришла в буйную головушку идея изготовить большущий планер из нестандартных для такого размера материалов. Автор уже неоднократно изготовлял модели из различных материалов, так сказать «по приколу». Например его картонные планера, несмотря на скепсис читателей форумов все таки полетели и весьма не плохо. Понятно, что получились не «суперлайнеры», но хорошо летающие конструкции.
Первый вариант картонного планра.
Летит очень даже…
Снято небольшое видео с борта модели.
Полетов достаточно много, зимой и летом.
Полет летом, даже термики немного поднимали.
Были и в жизни планера выступления на празднике аэрошоу в Мочище.
К чему я рассказываю эту историю?
Именно с этого проекта у Автора началась тяга к гигантизму.
К фюзеляжу первого картонного самолета были сконструированы и изготовлены крылья большего размаха.
И конечно же из картона!
Полеты зимой и летом, масса адреналина и радости.
Шикарный пролет большущей самолетины.
Привожу цитату Автора о первых полетах.
«Я доволен проделанным экспериментом.
Непередаваемые ощущения, когда такая штука низко пролетает над головой.
И по делу.
Крыло прогибалось и слегка махало когда дергал элеватором, но управлялся хорошо.
Весьма инертный аппарат, при таком-то размахе, сам отлично идет по прямой, слегка поправляю, стараясь не кренить сильно в развороте.»
И посмотрите как прогибаются крылья в полете, это вовсе не карбон с кевларом, а картон и ничего не ломается!
На этом заканчиваю предысторию к более масштабному проекту Автора из нетрадиционных для такого размаха материалов.
Перехожу к главному.
У каждого проекта планера все начинается с крыла и мы не будем отступать от традиций с него и начнем.
Планировалось крыло с пенопластовым кессоном для прочности.
Изготовлен специальный гибочный станок из легкого пластика и предпринята попытка на прикидочный вариант крыла.
Прибор работает таким образом.
Вырезается заготовка из листа подложки под ламинат, на станке выставляются щечки на нужное расстояние. С учетом толщины пенопласта. Затем при помощи пуансона изготовленного по сечению лобика крыла, заготовка сгибается в станке, до нужного радиуса. В согнутую заготовку вставляется набор крыла с нанесенным клеем, вся конструкция остается в станке до полного высыхания клея.
Тестовый вариант крыла получился с первого раза.
Для оригинального крыла Автор выбрал профиль Е-385, поскольку планировал производить полеты в спокойную погоду.
Картинка выведена на монитор, масштабирована под нужный размер и просто срисована карандашиком на кальку. Поскольку принтера не имелось. С кальки переведена на тонкий алюминий 03мм, также простым методом.
Вырезаны шаблоны.
Пачка корневых нервюр вырезана из хорошей фанеры в 4мм. Просверлены отверстия крепления, через них пачка зафиксирована в пакет, при помощи шкурки и шаблонов доведена до нужного размера.
На карбоновые трубки крепления крыла навиты бумажные пеналы, склеенные ПВА, после высыхания пропитанные жидким нитролаком. Пеналы изготовлялись не как силовой элемент, только для удобства монтажа соединительных трубок при сборке частей крыльев.
Собран силовой блок концов крыльев.
Для лонжеронов напилены деревянные рейки и сборка продолжена.
Первая тестовая сборка, чего получилось. Хороший такой размерчик.
Переходим к изготовлению нервюр. При помощи шаблонов закреплена пачка потолочной плитки, все вырезано струной термо лобзика. В несколько приемов изготовлено все необходимое количество.
При помощи этих же шаблонов нарезаны и силовые проставки из утеплителя в 20 мм толщиной.
При помощи весьма примитивных фиксаторов типа стапеля автор начинает собирать силовую часть центропланов.
Между лонжеронами вставляются вертикальные усиления из гофрированного картона.
Вся конструкция собрана на клее ТИТАН для потолочной плитки. Он хорошо клеит не только пенопласт но и бумагу, картон и дерево. Клей схватился нужно проверить прямолинейность набора. Вы можете обратить внимание, в нервюрах отверстия для лучшей сушки клея, когда крыло будет закрыто обшивкой.
Наконец центропланы готовы, Автор начинает изготовление «ушек», то есть сужающихся законцовок крыльев. По чертежу степень сужения с 23 до 17 см при длине ушка в 110см.
Изготовление сужающихся нервюр в пачке вызвало определенные трудности. После нескольких попыток, получен вполне нормальный пакет из 13 нервюр, для двух законцовок.
Собрана конструкция, установлены концевые нервюры. На этом этапе Автор решил сверлить отверстия в крайних блоках нервюр для установки крепежных стержней. Трудность процедуры заключается в том, что ушки должны быть установлены под углом к основной части центроплана и желательно одинаково, для пары крыльев. Просверлены отверстия были шуруповертом и на глазок….получилось и довольно ровно.
Затем на ушки установлены нервюры. Пока клей схватывается конструкция прижимается разными предметами попавшимися в поле зрения.
Просохшая силовая часть крыльев собрана вместе и подвергнута Атором испытаниям, понятно без фанатизма. Получившимся результатом он стался доволен.
Смотрю и удивляюсь, человек собирает самолеты на кухонном столе, в коридоре или даже в подвале наверное. Ищет возможности, а не причины для ничего неделанья.
Переходим к весьма ответственной процедуре изготовлению кессонов. Заготовки достаточно узкие и длинные, нужно согнуть под большим углом, практически пополам. Отрезается заготовка от подложки под ламинат, на место сгиба наклеивается скотч, приваривается для гарантии утюгом. На кромке длинного, ровного стола место сгиба слегка приминается и сгибается, затем вставляется в кондуктор. Осторожно и медленно сгибается пуансоном до нужного угла.
Затем вставляется силовой набор с нанесенным клеем.
Привожу цитату, как сам автор описывает этот процесс.
«Окончательно сгибаю пополам уже руками. Чтобы при наклейке, все было ровно и красиво, придаю выпуклость и впуклость, протягивая о край стола, желательно край-ба малость закругленный. Размечаю места приклейки нервюр, промазываю титаном, жду 5-7 минут и аккуратно устанавливаю на место. Схватывается почти сразу, поскольку клей загустел, это мне и нужно. Этот момент нужно тщательнее, поскольку оторвать и исправить косое…ну уже не получится.»
После высыхания клея, крыло вынимается из стапеля. Ровно получилось с первого раза.
Так изготовляются кессоны и на ушки крыльев.
Контрольный завес конструкции.
Силовая часть сохнет.
В усилениях коневой части прорезаны отверстия для проводов при помощи нихромовой проволоки.
Нужно окончательно зашивать крылья. Заготовки из подложки под ламинат нарезаны, на места сгиба наклеен скотч приваренный утюгом. Лобик крыла сформирован в стапеле, затем о край стола обшивке аккуратно придана выпуклость и впуклость, для лучшего прилегания к силовому набору при склейке. На внутреннюю части обшивки нанесена разметка силового набора. Нанесен клей на нижнюю часть обшивки и силового набора, выжидаем несколько минут для загустевания клея и очень аккуратно приклеиваем нижнюю часть набора к обшивке. Нужно следить за правильностью приклейки перегиба лобика кессона к обшивке.
Укладываются в отверстия набора удлинители проводов управления.
После приклейки нижней части заднюю кромку стачивают и наносят клей на верхнюю часть набора и обшивки и крыло закрывается.
Законцовки крыльев обшиваются подобным образом. В набор вклеиваются колодцы для сервоприводов.
Крутка на кончиках ушек в 1см. То есть задняя поверхность приподнята относительно передней на 1см. Это сделано для устойчивого полета планера по прямой.
Обшитые крылья собраны вместе и подвергнуты испытаниям на прочность.
Хороший получился размер.
Контрольный завес готового крыла.
На просвет размечены и отрезаны элероны, проверена работоспособность сервоприводов, центроплан каждого крыла склеен с ушком.
Проверка.
С крыльями закончили.
Автор переходит к изготовлению фюзеляжа. Носовая силовая часть вычерчена прямо на листе фанеры в 4мм. Добавлены окна облегчения и вся конструкция героически выпилена обыкновенным ручным лобзиком, все слегка поправлена надфилем.
Контрольное взвешивание.
После небольшой подгонки склеено на ПВА супер столяр.
Примерки происходили достаточно часто, косяки исправить было бы достаточно тяжело.
Хвостовая часть приклеена при помощи реек сечением 4х4мм, вертикальные стенки на протяжении 30 см выполнены из тонкого картона, остальные из потолочной плитки в 4мм толщиной. Верх хвостовой части остался не закрыт. Длина конструкции 1м 30 см.
Установлены перегородки из картона с отверстиями для удлинителей управления сервоприводов.
В конце хвостовой части установлен блок крепления сервоприводов.
Изготовлен руль направления из подложки под ламинат. Исполнение конструкции цельноповоротное на карбоновой оси.
Руль высоты так же подложка под ламинат с минимумом силовых элементов.
Установка на пилоне с креплением.
После изготовления всех элементов, верхняя часть фюзеляжа закрыта и оклеен рисовальной бумагой на клее ПВА. При уточнении центра тяжести установлено все оборудование в носовой части с аккумулятором, в хвостовой — руль высоты с креплением и руль поворота.
Просверлены отверстия установки труб крепления крыльев. Угол установки примерно 2 градуса.
Контрольное взвешивание.
Контрольное фото.
Весь планер оклеен скотчем, который затем приварен утюгом.
Установлено окончательно оборудование. Тяги управления закреплены на пластиковые шарниры.
И полетный вес.
Готовый планер влез в машину и перевезен домой для окончательной настройки.
Несколько фото перед выездом в поле.
Испытательных полетов было два, затем досадная авария. При посадке планер зацепил крылом и сломал узел крепления.
К большому сожалению видео полетов нет.
Очевидно авария произошла по причине недостаточной управляемости по крену, площадь элеронов оказалась маленькой, а также отсутствием опыта управления такой большой штуковиной у пилота.
Не смотря на неудачу есть много интересных конструктивных решений. Достаточно подробно описаны технологические приемы, которые могут пригодиться в других проектах.
Источник (Source)
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Источник: