Предлагаю Вашему вниманию серию моделей бипланов построенную пилотом-конструктором OLEGSS R, Novosibirsk.
Начиная полеты в стандартных школьных спортзалах Автор пришел к выводу, что бипланы более всего подходят для обучения полетам в ограниченном пространстве. К неоспоримым преимуществам относятся, небольшие размеры, низкая нагрузка на крыло, которая позволяет летать с небольшой скоростью. Отличная маневренность, которая объясняется развитыми элементами управления модели. Перебрав несколько разных вариантов Автор остановился на биплане под именем 6th «SIXTH» V4.
Ссылочка на чертеж.
Первые изготовленные самолетики показали отличные летные характеристики и маневренность.
Из выявленных недостатков, труднее ремонтировать и при одинаковых размерах аппаратик немного тяжелее моноплана.
Для изготовления моделей Автор использовал подложку под ламинат толщиной в 3.4 мм желтого цвета.
После изготовления деталей модели они были покрашены художественной акриловой краской из аэрографа с применением трафаретов из потолочной плитки.
После этих процедур все элементы имели вес в 62 грамма.
Достаточно много для зальной модели, принято решение фрезернуть. После фрезеровки вес установился в районе 24 грамм.
После установки элементов усиления, невестки элементов управления, моторамы и шасси, получилось опять 62гр. Попали в тот-же вес, но с элементами усиления.
Усиления из расщепленных угольных реек в 3мм установлены на стойках соединения коробки крыльев.
Носовая часть в районе моторамы усилена накладками из легкого пластика толщиной 03мм.
Все элементы расчалены при помощи ниток. Чтобы они не прорезали пенопласт при натяжении введены элементы усиления из трубочек от ушных палочек и накладок из легкого пластика в виде кружочков.
После натяжения всех растяжек из ниточек, рулевые поверхности навешены на петли из пластика. Это относится в рулю направления и рулю высоты. Поскольку проводку управления осуществили при помощи рыболовный плетенки пропущенных в качалки из тонкого пластика.
Сервоприводы вклеены на титан, предварительно оклеены малярным скотчем для защиты от клея.
Стойки шасси из угольных прутков в 1.5 мм, колесики покупные.
Готов самолетик, полетный вес 150 г.
Первый тестовый полет на свежем воздухе, утром пока нет ветерка прошел на отлично.
Немного полетел Автор и вечерком с использованием оригинальной стартовой площадки.
Предпринята попытка посадки на такой «аэродром» правда не слишком удачная.
Поле удачных полетов на улице в безветрие, принято решение на изготовление нескольких моделей для полетов непосредственно в спортзале.
Автором подготовлены шаблоны из толстого ватмана для разметки фрезеровки. И нарезал трафаретов под раскраску.
И началось изготовление нескольких одинаковых моделей для тренировок.Поскольку опыта полетов в зале немного наверняка самолетики быстро израсходуются в процессе обучения.
По бумажным шаблонам порезаны заготовки под трафаретов под раскраску из потолочной плитки.
Все усиления кромок и рулевых поверхностей выполнены из угольных планок 05х3мм, приклеенных на титане.
Проводка управления на руль высоты и руль направления выполнена из рыболовной плетенки. Главное не сильно натягивать, пенопласт слегка плывет при нагрузке. поэтому все рулевые поверхности навешены на самодельные пластиковые петли.
Управление слегка не четкое, но поскольку мы на АСССы, этого вполне хватает, для того, чтобы увернуться от стен и потолка в маленьком зале.
При установке усилений конструкции фюзеляжа и крыльев небольшой люфт всегда присутствует. Это неизбежно, поскольку пенопласт не жесткий материал. К тому-же нагрузки при интенсивном пилотаже не такие большие, чтобы в полете самолетик сам себя сломал.
Автор основную часть проекта осуществляет в домашних условиях. Но понятно, что фрезеровку элементов конструкции и покраску выполняет в моделке.
Контрольный завес 100 кружочков усиления и 35 петель навески рулевых поверхностей.
У бипланов есть еще одно чисто технологическое преимущество. Автор собирает фюзеляж, устанавливает на него все сервоприводы управления. Проводит тросы на руль направления и руль высоты, устанавливает растяжки. Так-же есть возможность сразу установить сервопривод на элероны. А так-же мотор, регулятор и приемник. Заодно можно сразу отрегулировать и триммировать все элементы управления. Отдельно собирается коробка крыльев. На ней устанавливаются растяжки усиления и тяги на элероны. После остается только соединить все вместе и провести тяги на элероны. Такие технологические приемы конечно не сразу пришли к логическому обоснованию. Изначально Авто полностью собрал биплан, провел все растяжки усиления и затем попытался установить сервоприводы и элементы управления среди паутины растяжек. Это далось нелегко. Пришлось слегка подумать над последовательностью сборки конструкции.
В этом проекте на фюзеляж в районе закрепления руля направления установлены усиления из угольной планки в 05х3 мм.
Все отверстия подготовлены к установке растяжек усиления из ниток. Процесс описан так.
Изначально во все отверстия подевается нитка и слегка натягивается, стараемся сильно не тянуть, иначе возможны серьезные перекосы конструкции. Затем в отверстия вставляются зубочистки и начинается исправления перекосов, которые неизбежно появляются при такой операции. Стараемся устранить все перекосы, т ослабляя нитки, то подтягивая и фиксируя их в отверстиях зубочистками. Когда мы убедились в полной прямолинейности конструкции фюзеляжа, нитки в отверстиях фиксируются циакрином, убирая фиксирующие зубочистки постепенно не опуская новых перекосов.
Автор пишет, что вся операция по «шнуровке» фюзеляжа заняла полтора часа времени. Если вместо ниток использовать в качестве усиления угольные прутки, процедура заняла-бы полчаса. Но вес был значительно тяжелее ниточек конечно.
В последующих вариантах бипланов отказались от растяжки всей конструкции за один раз. Операцию разбиваем на несколько участков, так значительно проще и результат лучше получается.
Сервоприводы автор вклеивает на место, предварительно обернув малярным скотчем для защиты от клея. Раньше использовал двухсторонний скотч, но крепление хоть и проще но более подвижное и привод управления плыл малость. Если случиться разбирать модель достаточно снять малярный скотч вместе с клеем и можно по новой устанавливать на другую самолетину.
в предложенной фотографии мы видим качалку с тягами на элероны неправильно установленную. При таком положении угол между качалкой сервопривода и тягой на управление элеронами больше 90 градусов. Такое положение приводит к разному углу отклонения элеронов и элемент пилотажа «бочка» получается неровная вследствие этого.
На следующем фото этот дефект был исправлен Автором.
Элементы управления собираются «на весу» и затем устанавливаются на модель. На самолетике отмеряются все расстояния и затем врезается сервопривод, устанавливается качалка при помощи сервотестера в нулевое положение, и тяги приклеиваются на рулевые поверхности. Шарниры на тягах исполняются при помощи термоусадки и фиксируются при помощи циакрина, нет никакого люфта в соединениях. Весьма надежная схема, при авариях не разу ничего не отрывалось.
Усиление носовой части при помощи тонкого пластика с элементами облегчения, моторама из того-же легкого пластика. Все заклеено на титане.
Теперь можно проверить как все работает через пульт управления и заодно корректировать.
После завершения всех процедур приклеиваем на место коробку крыльев и устанавливаем тяги управления на элероны.
Автор старался установить все оборудование и аккумулятор ближе к центру тяжести самолетика, чтобы уменьшить момент инерции.
Полатный вес модели 138 грамм. Удалось немного убавить веса по сравнению с первым вариантом в 150 грамм.
Первые полеты в спортзале.
Небольшая модернизация. На модель установлен блок с мигалками от сломанного вертолетика. Весь блок вместе с аккумулятором весит всего 4г. Светодиоды прокинуты в концы крыла при помощи лакового провода и всея конструкция закреплена при помощи прозрачного скотча.
Небольшое видео демонстрирующее уникальную живучесть биплана. Даже в таком состоянии он способен нормально летать.
Следующий вариант самолетика продолжается поиск новых технических решений и компоновки. Размещения элементов конструкции и усилений.
В носовой части Автор разместил усиления уже не из тонкого пластика, а пластинами из потолочной плитки. На нижнюю поверхность фюзеляжа установил рейку усиления на титане.
Усиления фюзеляжа и коробки крыльев выполнены из угольных прутков в 0.5мм вклеенных в кружки из пенопласта вырезанные трубочкой.
Окрашен самолетик из аэрографа с применением художественного акрила и применены пенопластовые трафареты.
Автором в перерывах «между боями» изготовлен бипланчик немного большего размера под заказ.
Раскрашен весьма жестко из флуоресцентной желтой и черной глубокой акриловой художественной краской. заказчик предоставил свое оборудование, которое и было установлено на модель.значительные операции по уменьшению веса. А так-же фрезеровка всех панелей. Полетный вес получился в 150 г.
Продолжается поиск лучших схем сборки и компоновки бипланов. Автором заложена еще одна модель с целью проверки своих идей на практике.
Установлены новые усиления из угольных пластик по краям пластины фюзеляжа. В хвосте из расщепленных по плоскости угольных пластин пластин 0.5х3мм.
Изменена последовательность сборки элементов фюзеляжа и коробки крыльев.
Сервоприводы скомпонованы в одном месте на вертикальной пластине фюзеляжа.
Для укрепления коробки крыльев пришлось угольные прутики усиления поставить крестом. Прочность значительно возросла.
Установил оборудование.
Небольшая модернизация коснулась установки дополнительного прутика из угля в 1мм на качалку сервопривода. Он закреплен на термоусадке с циакрином. На один конец качалки привязывается конец рыболовной плетенки, затем она пропускается через отверстия в кабанчиках из пластика на рулевой поверхности и привязывается с легким натягом на второе плечо качалки. Затем при помощи сервотестера качалка устанавливается в нейтральное положение, рулевая поверхность, например руль направления, тоже ставится в нуль. Все узелки проклеиваются циакрином.
В хвостовой части установлены тормоза с перфорацией, руль направления и руль высоты навешены на самодельные петли из пластика. Навеска на скотч не пойдет, поскольку при натяжении он плывет.
Установлено усиление на передней части нижней пластины фюзеляжа, из угля 0,5х3 и усиливающие пластины из потолочки почти до крыла.
Усиления крыльев установлены крест-накрест, сошлись в одной точке, перекрестье усилено провязкой нитками и заклеено на циакрин. Также проведена продольная балансировка модели. Самолетик раскрашен художественным акрилом из аэрографа практически без применения трафаретов. Свободной рукой так сказать.
Полетный вес при слегка увеличенном размере в 140 г.
Разломанные самолетики Автор разбирает на запчасти которые практически без переделок устанавливаются на другие модели поскольку они однотипные.
На домашнем стапеле была заложена серия из парочки бипланов слегка уменьшенного размера и с максимальным облегчением.
Раскрашены по минимуму, зато отфрезерованы по максимуму. Один вариант будет изготовлен с растяжками из ниток, второй из угольных прутиков в 0.5 мм.
Понятно, что фрезеровка и раскраска были выполнены в авиамодельном кружке.
Изготовлена вся фурнитура из пластика.
Многие элементы фюзеляжа и крыльев усилены из расщепленных угольных пластин 025х3мм.
Автор в этих самолетиках широко использовал расщепление полоски угля по плоскости с 0.5х3 мм до размера 0.25х3мм. Что позволило при окантовке нагруженных элементов конструкции фрезеровать пластины пенопласта по максимуму не теряя прочности.
Итоговый вес самолетиков с растяжками из ниток и карбоновых прутиков.
И немного конструктива.
Источник (Source)
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Источник: