«Лада Нива была призвана покорить Запад. Когда в 1977 году с конвейера завода в Тольятти начали сходить первые Нивы, никто не подозревал, что машину будут выпускать более 40 лет», пишет журналист издания Аuto Swiat.
В начале 1970-х годов набрала обороты «холодная война», и каждая отрасль экономики должна была учитывать военную доктрину Советского Союза. Требовалась машина, которая могла взять на борт четырех солдат и ехать по разным дорогам на Запад со средней скоростью 100 км/ч. Для этого идеально подходила Нива, гораздо лучше, чем УАЗ-469, который хорош для бездорожья, но на асфальте и вообще на высоких скоростях ведет себя крайне неуклюже.
Нива, несмотря на ее военное происхождение, не была продуктом, который мог представлять угрозу Западу, поэтому машину быстро начали экспортировать. За почти 40 лет производства автомобиль поставляли в более чем 100 стран мира. Главной причиной такого успеха стала ее цена — на многих рынках она оказалась самой дешевой машиной с полным приводом. В 1970-х и начале 1980-х годов 80% автомобилей продавались за конвертируемую валюту. Таким образом, Нива действительно покорила Запад, только через автосалоны.
Сегодня во многих странах до сих пор бегают Нивы. Ведь внедорожный талант — действительно сильная сторона этого автомобиля, хотя на нем невозможно установить лебедку — из-за несущей конструкции кузова. Конечно, любители бездорожья устанавливают ее с помощью дополнительных передних ребер жесткости и измененного бампера, но это не совсем правильно для данного автомобиля.
Тем не менее, в Ниве это нельзя рассматривать как недостаток — благодаря небольшой массе автомобиль может выйти из довольно большого количества переделок, в то время как тяжелые рамные вездеходы застревают в грязи и не могут из нее выбраться без посторонней помощи.
Короткие свесы кузова и небольшая колесная база делают автомобиль идеальным для бездорожья. Конечно, важную роль тут играют хорошие шины, подобранные с учетом условий, в которых вам предстоит ехать.
Чаще всего под капотом Нивы можно встретить моторы 1.6 или 1.7. В случае с первым таких автомобилей без установки для сжиженного газа фактически нет на рынке. Даже автомобили, импортированные из Германии, поставляются с газобаллонным оборудованием. И неудивительно — двигатель Нивы хорошо работает на альтернативном топливе.
В случае с Нивой — как и с другими автомобилями из стран народной демократии — важную роль играет случай. Одна машина проработает безупречно на протяжении всего срока службы, другая требует постоянного вмешательства механика.
Но в целом с Нивой постоянно случается много мелких неприятностей — может отказать плохо защищенная от влаги электрика, течи масла в порядке вещей, часто в салон попадает вода и т.д. Среди минусов — маленький багажник: когда в багажнике установлен газовый баллон, это особенно заметно; убогий интерьер с клавишными переключателями; на неровностях авто иногда производит впечатление, будто вот-вот развалится. Она весит 1200 кг и для движения со скоростью до 100 км/ч этого вполне достаточно — потом в салоне Нивы становится очень шумно и руль приходится хорошо держать в руках. Те, кто относится к Ниве как к кроссоверу, будут разочарованы. С бездорожьем она борется довольно прилично, но о такой плавности хода, как в легковом автомобиле, лучше забыть. И самый главный минус для этих автомобилей — коррозия, которая, к сожалению, для них обычное явление. Особое внимание стоит обратить на состояние пола — если его серьезно разъело ржавчиной, то ремонт может оказаться невыгодным, и лучше поискать другой экземпляр.
Однако в пользу Нивы говорят более чем достойные внедорожные характеристики и ремонтопригодность. На Ниву до сих пор много запчастей, а цены вполне доступные. К сожалению, их качество очень разное, добротные узлы придется поискать, но найти можно.
Самые дешевые экземпляры в Польше можно купить за 3 тысячи злотых (59 тыс. рублей), но обычно эти автомобили требуют срочного вмешательства жестянщика. Не слишком ржавые автомобили — это расход в пределах 7 тысяч злотых (137 тыс. рублей). А авто после ремонта обойдется в 15–20 тыс. злотых (300–400 тыс. рублей).
Автор рекомендует искать автомобили до рестайлинга 1993 года с карбюраторными двигателями и держаться подальше от автомобилей после обновлений, особенно тех, которые долго использовались в полевых условиях. В настоящее время большая часть Нив попадает в Польшу с Запада, чаще всего — из Германии, хотя есть и машины, которые целенаправленно завозили в страну для использования в Лесной инспекции. В первом случае встречаются единичные экземпляры с дизельным двигателем Peugeot (1.9), который достаточно надежен и экономичен.
Фото: скрин-шот видео Аuto Swiat
Источник: