Сон за рулем — одна из самых распространенных причин аварий, на нее приходится до 20% всех ДТП. Существует несколько инженерных решений, которые позволяют выявлять сонное состояние водителя — это и противосонные кепки, и устройства, следящие за движениями глаз, и устройства, отмечающие нехарактерное поведение водителя и т. д. В России собираются внедрять устройства, одобренные союзом «Нейронет» и созданные в рамках проекта «Национальная технологическая инициатива» (НТИ).
Разработкой национального стандарта, устанавливающего требования к таким системам, занимается Минтранс, и с 2021 г. водителей пассажирских автобусов, а возможно, и такси обяжут использовать средства для предупреждения сна за рулем, стало известно «Ведомостям». Что касается автобусов, то предполагается установить обязательный контроль за состоянием водителя на городском пассажирском транспорте вместимостью более восьми мест.
В «Нейронете» предложили браслет на руку, работающий с применением методов электромиографии, бесконтактный нейроинтерфейс, считывающий активность головного мозга человека и софт с искусственным интеллектом на базе камеры, контролирующей состояние водителя. Эти три элемента могут использоваться как вместе, так и по отдельности.
В Москве с 2018 года внедрена система контроля состояния водителей «Антисон», использующая камеру с инфракрасной подсветкой, на которую было много жалоб со стороны водителей Мосгортранса в Роспотребнадзор. Водители новшеством недовольны, так как камера доставляет дискомфорт глазам. Однако в Мосгортрансе слушать их не стали, посчитав, что внедрение системы существенно — на 24% снизило аварийность за 9 месяцев этого года (к АППГ).
Разработка нового стандарта сейчас находится в завершающей стадии: определение характеристик устройств запланировано не позднее первого квартала 2021 года.
«За рулем» обратился в НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова с просьбой оценить, насколько эффективно будет использование такой системы.
Комментирует Василий Сериков, заведующий лабораторией Научного —Исследовательского Института медицины труда им. Академика Н.Ф. Измерова:
— Инициатива Минтранса в долгосрочной перспективе поможет значительно повысить уровень безопасности на дорогах. Хочу отметить, что на российском рынке уже есть проверенные решения. Например, система «Штурман», разработанная компанией «Системные технологии», в режиме реального времени отслеживает функциональное состояние водителя на основании пульсоксигенации, что позволяет выявлять большинство опасных состояний, связанных с риском потери внимания, а также возникновения сердечно-сосудистых событий. Мы испытывали эффективность системы в Научном клиническом центре ОАО «РЖД»и установили, что она позволяет человеку поддерживать работоспособность, предупреждая его обратить внимание на своё состояние за несколько минут до засыпания.
С помощью специализированных сигналов система помогает водителю не уснуть и срабатывает до того, как человек погружается в микросон. Ведь находясь в состоянии микросна, водитель может за 3–10 секунд проехать расстояние от 70 до 220 метров. Следует отметить, что видеокамеры слежения за глазами и мимикой водителя дают сигнал только после засыпания. Это же касается множества разнообразных браслетов, дающих ложные сигналы в зависимости от влияния мышечных и электромагнитных помех.
Если же говорить о новых технологиях, то необходимо внимательно изучать эффективность решений, которые только выходят на рынок.
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Источник: