Светодиодные фары и задние фонари теперь входят в стандартную комплектацию многих новых автомобилей. Яркие источники света служат дольше, чем галогеновые лампы, они более энергоэффективны и имеют больший срок службы. Но если они выходят из строя, ремонту, как правило, не подлежат, менять приходится весь блок, а это дорого.
Светодиодные лампы впервые нашли применение около 20 лет назад, и первоначально они устанавливались в задние фонари и стоп-сигналы, позже — в поворотники и дневные ходовые огни. Потом их стали использовать для ближнего и дальнего света фар, и они почти полностью заменили галогеновые и ксеноновые фары.
Дело в том, что изготовить качественные светодиодные фары намного сложнее. Фарам нужен яркий свет, чтобы дорогу освещали на десятки метров. Яркий свет требует бОльшей мощности, большая мощность приводит к нагреву, светодиоды его не терпят, как и любые полупроводники. Поэтому пришлось ставить их на радиаторы охлаждения и еще использовать вентиляторы обдува. А фонари и ДХО ничего освещать не должны, их просто должно быть видно.
Современные LED—устройства с матричной технологией состоят из множества небольших, отдельно управляемых светодиодов, и могут специально приглушать свет, чтобы не слепить встречные автомобили или идущего впереди человека. При этом пространство хорошо освещено, а препятствия распознаются раньше.
Производители автомобилей обещают срок службы светодиодной оптики — не менее 15 лет. По мнению экспертов ADAC, этого недостаточно: давно прошли времена, когда автомобили превращались в хлам через 15 лет: современные транспортные средства, в среднем, служат намного дольше. Таким образом, светодиодные фонари выходят из строя раньше и подлежат замене. Но это может вылиться в копеечку (см. таблицу).
Да, светодиодные лампы обычно служат намного дольше, чем галогеновые, но и они со временем изнашиваются, их яркость с годами уменьшается. Если излучаемый световой поток падает ниже 70% от первоначального значения, светодиодный источник света считается изношенным. Ресурс их жизни сильно зависит от охлаждения и рассеивания тепла на светодиодных модулях, особенно от полупроводникового слоя («перехода»).
В отличие от ламп накаливания светодиоды очень чувствительны к температуре: чем она выше, тем больше износ. Окружающая среда, такая как горячий моторный отсек, радиатор или конденсатор кондиционера, расположенные рядом с фарами, и высокая наружная температура могут сократить срок службы светодиода. Следовательно, светодиоды имеют более длительный или более короткий срок службы в зависимости от дизайна и конструкции транспортных средств. Отказы сложной управляющей электроники, сырость или плохо обработанные светодиоды также могут привести к преждевременному выходу из строя.
Согласно исследованиям ADAC, ресурс светодиодных фар, в среднем, составляет от 3000 до 10000 часов, задние фонари часто служат дольше.
Замена светодиодных фар и фонарей стоит дорого. В настоящее время невозможно отремонтировать отдельные детали в светодиодных светильниках — корпуса опломбированы и порядок ремонта не раскрывается. Это означает, что светодиодные фары или задние фонари можно заменить только полностью. Ремонт иногда имеет смысл, например, если ломается не светодиодный светильник, а встроенная управляющая электроника.
ADAC призывает производителей автомобилей использовать светодиодные фонари, которые могут служить в течение всей реальной жизни транспортного средства. Кроме того, необходимо разработать концепции, чтобы светодиодные светильники стали ремонтопригодными, ремонт — дешевым и простым для потребителя.
Затраты на ремонт светодиодной оптики (Германия)
Классы автомобилей (деление ADAC)
Светодиодные фонари
Светодиодные фары
Нижний средний класс
Примеры: Opel Insignia, Peugeot 3008, VW Passat Variant
от 200 до 300 евро
от 700 до 1400
Средний класс
Примеры: Audi A4, Audi A4 Avant, VW Passat CC
от 270 до 340 евро
от 1200 до 1800
Верхний средний класс
Примеры: Mercedes-Benz C-Class, Mercedes-Benz C-Class T-model, BMW 3-й серии Купе
от 420 до 600 евро
от 2200 до 4800
Фото: ADAC
Источник: